06-04-04
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые 11 февраля 1993 года, открыли путь частной нотариальной деятельности. Появление свободного (небюджетного) нотариата было во многом связано с экономическими реформами, процессами приватизации и изменением отношений собственности в стране.
Ныне из общей численности работающих в России нотариусов почти 90 процентов относятся к разряду частнопрактикующих. Это обстоятельство никоим образом не принижает их статус. Ведь нотариусы как государственные, так и частные обладают равными правами и обязанностями. И те, и другие совершают нотариальные действия от имени государства.
Ныне на Южном Урале насчитывается 132 частных нотариуса. Все они без исключения входят в число членов Челябинской областной нотариальной палаты. Таково обязательное условие профессиональной деятельности частнопрактикующих нотариусов.
В свое время первым президентом Челябинской областной нотариальной палаты был избран А.В. Нежинский. Он по сей день возглавляет профессиональное объединение частных нотариусов. По просьбе "Челябинского рабочего" Андрей Владимирович делится некоторыми соображениями о месте и роли нотариата в сфере оборота недвижимости.
- Помнится, на I Конгрессе российских нотариусов, - начал нашу беседу А.В. Нежинский, - президент бразильской нотариальной палаты сказал: "Нотариат - честь и совесть нации". Что и говорить, сказано сильно и очень похоже на "ум, честь и совесть нашей эпохи". Правда, эти слова были произнесены другим человеком и по иному поводу.
Тем не менее глава сообщества нотариусов Бразилии, как мне представляется, недалеко ушел от истины. Ведь нотариальный документ обладает повышенной доказательственной силой вследствие того, что предполагается его абсолютная законность. А такое возможно только в том случае, если в своей деятельности нотариус беспристрастен и независим. Единственное его пристрастие - строгое соблюдение Закона!
Нотариат как публично-правовой, правозащитный и правоприменительный институт обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства. Оттого важнейшей миссией нотариата считается предупреждение гражданско-правовых споров, что, в свою очередь, позволяет отнести нотариальные процедуры к превентивному (предупредительному) правосудию.
Нередко нотариус выступает в качестве хранителя собственности. Здесь, в первую очередь, я имею в виду право наследования.
В этой области нотариус призван обеспечить законность путем принятия мер охраны наследуемого имущества, извещения наследников и надлежащего оформления их прав.
- Андрей Владимирович, коль скоро наш разговор идет о роли нотариуса в сфере оборота недвижимого имущества, есть предложение более подробно остановиться именно на этой стороне нотариального дела.
- Извольте. Непосредственное отношение к сфере недвижимости имеют такие нотариальные действия, как удостоверение договоров о возведении индивидуальных жилых домов на праве личной собственности на отведенных земельных участках; удостоверение сделок об отчуждении жилого дома (части дома) либо квартиры в многоквартирном доме жилищно-строительного коллектива индивидуальных застройщиков; удостоверение договоров о залоге, в том числе жилого дома (части дома) либо квартиры в многоквартирном доме жилищно-строительного коллектива индивидуальных застройщиков; наложение и снятие запрещений отчуждения жилого дома; удостоверение завещаний; выдача свидетельств о праве на наследство; обеспечение мер охраны наследственного имущества; выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов...
Можно назвать и другие нотариальные действия, так или иначе связанные с оборотом недвижимости. Однако подробнее остановлюсь только на тех, что в большей степени имеют непосредственное отношение к предмету нашей беседы. Так вот, если частнопрактикующие нотариусы Челябинской области удостоверили в 2000 году более 10 тысяч завещаний, то в 2003-м этот показатель превысил 14 тысяч. Наши нотариусы в 2002 году удостоверили 532 договора пожизненного содержания с иждивением, а год спустя - 580. Чтобы читателям "Челябинского рабочего" было понятнее, о чем речь, поясню: по договору пожизненного содержания гражданин (получатель ренты) передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц). Как видим, эта статья Гражданского кодекса Российской Федерации пока мало востребована южноуральцами. Полагаю, из-за опасений граждан за свою жизнь.
Совсем другая картина наблюдается в выдаче доверенностей, связанных с оборотом недвижимости. Так, в 2002 году частнопрактикующие нотариусы удостоверили свыше 23 тысяч такого рода документов, а через год - почти 31 тысячу.
- Выходит, по всем направлениям нотариальной деятельности есть хоть и медленный, но все же неуклонный рост. Надо полагать, народ постепенно проникается важностью нотариальных действий и охотнее, чем прежде, прибегает к помощи нотариусов. Не правда ли, налицо оптимистичная тенденция?
- Знаете ли, до полного оптимизма еще далеко. К сожалению, ясный и вполне очевидный тезис: для того, чтобы система правовой защиты отношений собственности работала хорошо, необходимо усилить досудебный, то есть нотариальный контроль над имущественными сделками, не находит достаточной поддержки у законодателя. Между тем, по моему глубокому убеждению, в российских условиях, кроме случаев, уже предусмотренных законодательством, нотариальное удостоверение требуется также для сделок с недвижимым имуществом с участием физических лиц, договоров простого товарищества по созданию и эксплуатации недвижимости, договоров по переуступке прав на получение жилых и нежилых помещений в строящихся домах... Этот список можно продолжить. Впрочем, надо ли?
Мощная кампания критики нотариата не прошла даром. После принятия второй части Гражданского кодекса Российской Федерации наметилась устойчивая тенденция исключения нотариусов из традиционных сфер их деятельности. Так, с 1998 года отменено обязательное нотариальное удостоверение сделок по отчуждению жилых помещений. В условиях Челябинской области это привело к тому, что число нотариальных удостоверений договоров отчуждений объектов недвижимости с 5578 в 2000 году сократилось до 958 в 2003-м, то есть снизилось почти в шесть раз.
Попробуем разобраться в том, хорошо это или плохо. Для начала остановимся на вопросе правомерности замены нотариального удостоверения сделок с недвижимостью государственной регистрацией с точки зрения обеспечения достаточных гарантий их законности. Итак, объективно сделка законна, если недвижимое имущество продает его собственник; если соблюдены формальные требования закона, установленные для данного вида сделок; если сделка соответствует истинным намерениям сторон. Проверка третьего условия не входит в компетенцию государственной регистрации. Истинность намерений сторон устанавливает нотариус, работая по принципу "глаза в глаза". Тогда как государственный регистратор осуществляет лишь учет недвижимости и проверку формального соответствия сделки закону. Иными словами, он отслеживает правильность оформления бумаг.
- Интересно узнать, в чем заключается выявление истинности намерений сторон?
- Прежде чем приступить к составлению или подписанию договора, нотариус должен обязательно (под угрозой его недействительности) выяснить, способно ли совершающее сделку лицо понимать значение своих действий, не заблуждается ли оно в отношении предстоящей сделки, нет ли обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения одной стороны с другой или стечения тяжелых обстоятельств.
Кроме того, нотариус обязан разъяснить лицу, совершающему сделку, его права, обязанности, ответственность и главное - последствия совершаемого нотариального действия с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована ему во вред. При совершении нотариального действия нотариус руководствуется не только законом, но и совестью. В связи с этим он должен быть абсолютно объективен.
Если у нотариуса есть основания предполагать, что кто-либо из участников сделки вследствие душевной болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий, а сведений о признании данного лица недееспособным или ограниченно дееспособным нет, нотариус откладывает совершение сделки до полного выяснения обстоятельств.
- Как я понимаю, государственный регистратор в такие тонкости не вникает?
- Разумеется. Но это вовсе не означает, что я против государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в том виде, в каком она узаконена. Я не могу согласиться лишь с тем, что нотариус необоснованно вытесняется из сферы оборота недвижимости.
Кто-то может подумать: вот, мол, Нежинский печется о шкурных интересах нотариата и потому ратует за возрождение обязательного нотариального удостоверения сделок по отчуждению жилых помещений. Да не в этом суть проблемы! В конце концов у нотариусов и без того работы хватает.
Суть в другом. У большинства российских граждан главное материальное богатство заключается в недвижимом имуществе, каковым чаще всего являются жилой дом или квартира. Надо ли доказывать, что при таком раскладе главное достояние должно быть надежно защищено. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним не дает полной гарантии обеспечения безопасности имущественных сделок. Только их обязательное нотариальное удостоверение вкупе с госрегистрацией может гарантировать повышенную защиту прав граждан и юридических лиц на недвижимость и сделок с нею.
Недаром Президент России В.В. Путин говорил: "Если нотариус поставил печать, то это не просто закон, а железобетонное решение". Пожалуй, лучше и не сказать о глубинной сущности абсолютной законности нотариального акта.
Степан ГАРИН