06-05-2000


"Спасибо, что мы есть!"

Дети 2000 года пишут о дедах и прадедах, победивших в великой войне

Накануне 55-летия Победы прошел конкурс детских творческих работ "Война в судьбе моей семьи". В нем приняли участие тысячи школьников со всей области. Около 200 лучших работ были присланы в областную детскую библиотеку. Они очень разные: наивные рассказы и стихи, трагические истории и серьезные раздумья. Альбомы и школьные тетрадки рассказывают об одной судьбе или о нескольких поколениях одной семьи, о фронте и тыле.

Великая Отечественная уходит от нас все дальше, меньше становится реальных свидетелей войны, а авторы работ - уже правнуки тех, кого задела нелегкая година. Удивительно другое - неподдельный интерес, с каким дети узнают и о войне, и о своих родных. Задание школьной учительницы обернулось для многих настоящими открытиями, многие по-другому взглянули на бабушек и дедушек. Да и они теперь рассказывают о войне иначе. Мы решили свести собственные комментарии к минимуму, дав слово детям, которые пронесут память о Победе в XXI век. Стилистика сочинений сохранена.

"Я пошла с братом в нашу сельскую библиотеку, чтобы поменять книги. Тут мое внимание привлекла стопка больших красных книг.

Это оказалась "Книга памяти". Я решила посмотреть, нет ли участников войны с моей фамилией. Тут я взяла книгу на буквы "В, Г, Д" и: с такой фамилией был только один человек: Гимазов Хаким 1904 г.р. Кунашакский р-н. Погиб в 1944 г. Я попросила у библиотекаря книгу домой. :Я показала книгу папе. Папа сказал: "Лена, это твой прадед, который погиб на войне". Но больше всех эта книга взволновала моего деда. Это был дедушкин отец. Дедушка долго сидел с этой книгой. Мне даже показалось, что из его глаз капнула слеза:" (Лена Гимазова, 6-й класс, Сосновский р-н).

"В нашем доме жива память о бабушкином брате Владиславе Занадворове. По воспоминаниям родных он был талантливым человеком. :Он мечтал стать геологом и стал им. В экспедициях он писал повести, рассказы, стихи, был принят в Союз писателей СССР. Когда началась война, ему: предлагали освобождение от воинской обязанности, но он ушел на фронт, оставив жену с маленьким сыном. Погиб Владислав в 1942 году: в возрасте 28 лет. Он мог стать крупным геологом, писателем. В нашей семье остались два сборника стихов и стихи, присланные с фронта:" (Маша Розовская, 7-й кл., Челябинск).

Дедушке Вадима Горбунова (6-й класс, В. Уфалей) было 11 лет, "когда было получено сообщение по радио о начале войны. Он и его сверстники были уверены, что фашистов уничтожат через несколько дней и все будет кончено быстро. Ему запомнились слова стихотворения в газете первого дня войны: ":шакалы, вы зубы сломаете о грани советских штыков:"

Однако многие взрослые, особенно мамы, не разделяли их уверенности и готовились к худшему".

"Мой дедушка Сергей Иосифович, а тогда десятилетний мальчик узнал о войне по-другому. Он жил с родителями, братьями и сестрами в небольшой деревне с красивым названием "Дрозды" в Брестской области. Проснувшись рано утром двадцать второго июня, они увидели немецкие войска: чистые, холеные солдаты проходили через деревню, ехали на машинах, мотоциклах, потом пошли танки. В жутком молчании колонна тянулась почти неделю. Нависло страшное ожидание беды. Первым в "Дроздах" погиб священник деревенского прихода. Этот удивительный человек носил под рясой тельняшку, за что и был расстрелян на глазах у всех жителей, а затем взорвали церковь: Подростков уводили в Германию:" (Таня Кулагина, 9-й класс, с. Кизильское).

В недалеком прошлом в художественной и документальной литературе больше писалось о героике войны. А в этих детских сочинениях о подвигах говорится меньше. Больше о жестокости войны, ее тяготах.

"Служил Семен (прадед) в пехотных войсках. Сколько земли они перекопали, сколько было сделано окопов и траншей: Соленый пот, застилающий глаза, кирзовые сапоги, винтовки, грязные пилотки (не было ни минуты свободной), нападения - отражения, нападения - отражения: Потери, тяжелая контузия: Не одна медаль за отвагу и героизм. Но дороже были письма из дома, вот тогда он уходил от всех и плакал, этот большой, сильный и смелый солдат" (Игорь Фролов, 8-й класс, Кизильское).

Из рассказа дедушки Дилары Абдрашитовой, восьмиклассницы из Магнитогорска, дед которой воевал под Ленинградом. "Около месяца мы провели в окопах на болотистой местности по щиколотку в ледяной воде, менялись примерно через каждые 3-4 часа, уходили в землянки".

Юля Хисаметдинова (9-й класс, Аргаяшский район) о дедушке Катипе Абдулхаковиче, который ушел на фронт в неполные 18 лет: "Сколько друзей он там нашел и сколько потерял: Он никогда не говорил своим детям, сколько фашистов он убил, а только о друзьях, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах: все километры войны мой дед прошагал пешком: "Пехота - есть пехота", - любил он говорить: его уволили с фронта после тяжелого осколочного ранения. Домой вернулся 8 марта 1945 г. и этот день до конца своей жизни считал днем своего рождения. Когда он вернулся в родную деревню Казырово, его не узнали соседи: были ошарашены: по улице шел молодой старик на костылях и волочил ногу, нога как бы была сама по себе:"

Некоторые строчки из ребячьих работ невозможно цитировать: например, один из дедушек рассказал, как иногда танки вынуждены были идти по телам людей. Недаром так часто встречаются строчки: ":дедушка не любил вспоминать о войне и тем более о ней рассказывать".

Но есть в сочинениях и рассказы о чудесных спасениях на войне, о дружбе и любви на фронте.

"Мой прадедушка Сергеев Афанасий Трофимович до войны работал в селе Айлино в совхозе на конном дворе:

(Окончание на 7-й стр.).