06-05-2000


"Спасибо, что мы есть!"

(Окончание. Начало на 1-й стр.).

В годы войны он возил на лошадях снаряжение для солдат и раненых солдат в госпиталь: у него убило десять лошадей, а сам он остался жив: После войны дедушка удивлялся, как ему удалось спастись:" (Надя Архипова, 6-й класс, Златоуст).

"Эта история стала семейным преданием. Однажды, когда все боевые товарищи деда находились в землянке, он вышел покурить. В это время на землянку упала мина, и все, кто находился в ней, погибли. После войны врачи настаивали на отказе от курения (так как зимой 42 года дедушка застудил легкие), но он в таких случаях говорил: "Курение меня спасло". (Софья Булатова, 9-й класс, Миасс).

Жизнь на оккупированных фашистами территориях, партизанское подполье, концлагеря: И об этих страницах войны пишут дети.

":Мой прадедушка Петров Владимир Александрович :, когда началась война, работал на заводе :в городе Кировограде. В начале августа 1941 года фашисты подошли к городу. И прадедушка, эвакуировав оборудование завода, остался в подполье. :Два года вел он тяжелую, полную опасности жизнь подпольщика:В 1943 году явка провалилась, прадедушка успел переправить свою семью в партизанский отряд, сам же был арестован фашистами. Он прошел через допросы в Гамбургской тюрьме и ужасы концлагеря "Нойенгамме".

В концлагере узники создали несколько групп сопротивления. В одну из них - группу на Блюм унд Фосс - вошел мой прадед. Ему поручили сделать зарисовки о зверствах фашистов - узники верили: "придет тот час, когда судьбою буду я". В условиях концлагеря было очень трудно не только зарисовать, но и сохранить рисунки. И все же несколько зарисовок были представлены на Нюрнбергском процессе. Их копии хранятся у моей бабушки и в музеях Маутхаузена, Нойенгамме: Бережно хранят в нашей семье два автопортрета прадедушки: один сделан в концлагере в 1944 году, другой - в 1974 году. Бесконечно усталыми глазами смотрит на меня прадедушка с автопортрета 1944 года. Полосатый чепец, полосатая куртка, номер 70216 и изможденное, изборожденное морщинами лицо узника:

В конце шестидесятых годов по зарисовке прадедушки "Человек пытается встать" французский скульптор мадам Обри для мемориала жертвам фашизма в Нойенгамме создала памятник. За создание памятника мадам Обри и мой прадедушка награждены орденами Виктории.

В 1978 году прадедушка умер. Но мы часто вспоминаем его - это очень важно, хранить память о своих близких". (Саша Комракова, 7-й класс, Сатка).

Катя Тонкоглас (7-й класс, Коркино) пишет о своих родных, остававшихся во время войны на Украине, где были фашисты: ": расстреляли моего прадеда Михаила Тонкогласа, а его сына Андрея угнали в Германию. У Андрея жена была еврейкой, а немцы всех евреев уничтожали. Тогда моя прабабушка Евдокия забрала детей Андрея к себе и, плача, стоя на коленях, доказывала полицаям, что они ее дети, русские. Ей поверили и детей не тронули:"

Школьники пишут и о том, как жили их родные в тылу.

"В 25 лет стала моя прабабушка главой семьи и основным кормильцем четырех детей и двух маломощных бабушек. :Работала, не жалея сил: по ночам вязала на фронт носки да варежки. Но не это было страшно, хуже всего и ужасней было возвращаться в дом, где ждали ее шестеро голодных ртов. Страшно было, когда дети занимали очередь, кому сегодня вылизывать чугунок: Бабушка часто говорит: "Спаси вас Бог от таких испытаний!" :а мне хочется добавить: "Господи, если ты есть, сделай так, чтобы вторая чеченская война была последней!". Женя Нищев, 7-й класс, с. Кизильское.

":бабушке было 7 лет, а ее взяли на взрослую работу. Вязали снопы, теребили лен, сгребали сено на лугах: Худые, голодные, невыспавшиеся дети часто падали в обморок. Да и как не падать-то было! Вот такой вот хлеб ели ребятишки: головки клевера да стебли иван-чая сушили и толкли в ступе, просеивали, добавляли горстку ржаной муки, воды и пекли. Хлеб при выпечке не склеивался, рассыпался, собирали крошки и съедали все. Как-то раз на дне сундука мама нашла и отдала Нине завалявшуюся довоенную конфету, красивую, в яркой обертке и твердую-претвердую. Девчонки завернули ее в чистую холстинку, камнем раздробили на кусочки и несколько дней ели, совсем понемногу, растягивая удовольствие:" (Саша Волосников, 6-й класс, Еманжелинск).

"Родом бабушка из Кыштыма. До войны жили хорошо. Была коза Зинка и мечтала эта разбойница зайти на чужой огород. За козой надо было следить, а бабушке так захотелось поиграть с подружками. Пришла война. Родители работали на заводе, десятилетней девочке надо в доме похозяйничать и с братиком поиграть. Когда есть было нечего, ели гнилую картошку. А иногда мама давала дочке какую-нибудь красивую вещь на обмен. И девочка шла 30 км через лес в другой поселок. Особенно жалко было бабушке отдавать красивую узорчатую скатерть. Мама доставала эту скатерть из большого сундука только по праздникам. Что поделаешь, голод.

Мне стало жалко бабушку, даже глаза защипало. Раньше я не знал всего этого. И я решил всегда приходить к бабушке и помогать ей. А ночью мне приснилась озябшая девочка. В руках она держала хлеб, завернутый в узорчатую скатерть". (Иван Гнездилов, 4-й класс, Озерск).

"Бабушка Прасковья Ивановна помнит, дали им ботинки на деревянной подошве, обували с портянками. Зимы были очень холодные. Придут пораньше, сядут к батарейке, чтобы обогреться, т.к. на ногах стоять не могли от холода. Подойдет мастер к ним и говорит: "Дети! Идите все на рабочие места, фронт ждет, больше наделаем снарядов, быстрее закончится война и хлеба досыта наедимся:" (Женя Мелехин, 4-й класс, Копейск).

У Маши Шишковой, девятиклассницы из Челябинска, две бабушка: одна - белоруска, другая - из поволжских немцев. Немецкая бабушка рассказывает: "Нас привезли в степь Казахстана и поселили в бараках: Папу забрали в трудовую армию и отправили в Копейск для работ на шахтах: В Казахстане был смертельный голод. Нам иногда выдавали хлеб, всего 125 гр: Он был как глина. Маму увезли, через несколько дней умер дедушка, умерла сестренка. Ей было 1,5 года.: Глаза у бабушки полны слез: "Мне тяжело, больно вспоминать, но еще больнее было бы думать, что такое никому не нужно, кроме нас самих".: я много размышляла, я не думала, что мои бабушки испытали эти ужасы войны: я хотела записать, понять, сохранить в своем сердце все то, что было пережито, изведано душами моих родственников. Теперь это и моей памяти боль и богатство".

Но вот закончилась война. Как жили после Победы воины-победители, как жили их семьи.

":но война для него (деда Захара) закончилась вместе с его смертью. Все годы после войны он носил возле сердца застрявший осколок. Последние полтора года он особенно мучил деда, полностью пропал сон. Это было настоящей мукой. Дед умер, когда ему было 68 лет" (Ира Фаезрахманова, 6-й класс, Челябинск).

"Мои три прадеда участвовали в Великой Отечественной войне: Самая трагическая судьба постигла моего прадеда Шусткина Георгия Георгиевича. В ожесточенном сражении (под Москвой) мой прадедушка был тяжело ранен. Осколком снаряда ему оторвало кисти рук и выбило глаз: Прадедушка попал в госпиталь и не захотел возвращаться домой, чтобы не стать обузой для семьи: Но моя прабабушка Шусткина Анна Ивановна всюду его искала и разыскала в городе Горьком. Она привезла его домой: Заново мой прадедушка учился жить. Несмотря на адские боли, он заставил распилить обрубки рук: Прабабушка вставляла в этот распил ложку, и он учился кушать самостоятельно. Он был настолько порядочным человеком, что боялся обременить кого-либо: Умер он в 1965 году в возрасте 50 лет" (Настя Сизихина, 3-й класс, Сатка).

"А прабабушку Варю никто не награждал. Она ждала мужа с войны всю свою жизнь. Она сама вырастила четверых детей, старший из них выбрал военную специальность: Мне бы очень хотелось, когда я стану взрослым, найти хотя бы упоминание о том, где погиб мой прадед. Наверно, это мой долг перед ним" (Валера Щукин, Копейск).

"Мы часто всей семьей садимся и неторопливо читаем это единственное письмо: Написанное 57 лет назад моим дедом мы бережем как самую дорогую реликвию. Его перечитывали: мои родители, его перечитываем и мы - внуки" (Аня Белобородова, 8-й класс, Чесма).

"Я самый счастливый человек в нашем поселке, так как мои любимые бабушка Столярова Елизавета Дмитриевна и дедушки Столяров Николай Григорьевич и Глухов Владимир Андреевич вернулись домой после долгих дней войны. Это они подарили мне жизнь через маму и папу. Наша семья большая, дружная и счастливая: Олю, Надю и меня вырастили и воспитывают мои родители: Столяровы Наталья Владимировна и Анатолий Николаевич. Не было бы их, не было бы и меня на этом свете. Спасибо, дорогие мои бабушки и дедушки, мама и папа, что я есть! Низкий поклон вам" (Столяров Алеша, 7-й класс, п. Есаулка, Сосновский район).

Публикацию подготовили: Людмила БАРЫШЕВА, Надежда КАПИТОНОВА, заслуженные работники культуры