06-05-04
...Солнце русской драматургии (екатеринбургские СМИ давно пишут сокращенно - СРД) Николай Владимирович Коляда был мрачен, суров лицом, к тому же в тюбетейке. Сказал, как отрезал:
- И слава богу, Олег Семенович, что вы перестали тащить к нам всякое западноевропейское го:но, а обратили взор на замечательную уральскую драматургию.
Олег Лоевский, главный организатор и демиург ежегодных семинаров по современной европейской драматургии в Екатеринбурге (нынешний был уже четвертым), только устало кивнул. Люди непосвященные могли бы подумать, что присутствуют при мини-скандале. Но непосвященных здесь не было. А посвященные (режиссеры, завлиты, актеры театров Урала и Сибири - участники семинара) все поняли правильно: это было своеобразное признание в любви.
Три предыдущих семинара екатеринбургский фестиваль "Реальный театр" (Лоевский - его директор) совместно с Союзом театральных деятелей России, Немецким культурным центром имени Гете, Британским советом и другими замечательными культурными институтами посвящали исключительно западноевропейской драме. Участники семинаров открывали для себя имена Равенхила и Сары Кейн (культовые драматурги английской новой драмы, с которой, как известно, началась новая драма всей Европы), а заодно и новые уральские театральные имена (на одном из первых семинаров профессиональное сообщество оценило челябинскую мастерскую новой пьесы "Бабы" и ее режиссера Елену Калужских).
Тем временем на родной земле взросли свои гении новой драмы. Причем в основном на земле екатеринбургской, где неутомимый Николай Коляда воспитал в театральном институте уже несколько поколений молодых драматургов (Василий Сигарев и Олег Богаев - самые яркие имена из этой плеяды), а также творят братья Пресняковы (Владимир и Олег, с бывшим родственником Аллы Пугачевой связанные только тем, что в свое время организовали стебный театр имени Кристины Орбакайте, шутка такая), чьи пьесы по всей Европе (от Эдинбурга до Москвы) ставят самые продвинутые режиссеры.
Так что четвертый драматургический семинар в Екатеринбурге решил расширить географию и заметить пророков в Отечестве своем, а также отечествах более близких, чем Англия или Германия. Хотя и их не обидели. Главный режиссер Екатеринбургского ТЮЗа Вячеслав Кокорин в дуэте со своей актрисой Надеждой Озеровой так разыграли на два голоса ни на что непохожую пьесу англичанина Мартина Кримпа "Покушения на ее жизнь" (перевод Татьяны Осколковой), что в зале и хохотали, и утирали слезы. Мюнхенско-московская жительница, переводчица Алла Рыбикова привезла две новейшие германские пьесы: "Властелины" Хельмута Крауссера и "Ангелочек, или Сексуальные неврозы наших родителей" Лукаса Бэрфуса (инцест - по-прежнему тема тем современного немецкоязычного театра). Рижанка (но и москвичка, ученица Камы Гинкаса) Илзе Рутзите за два с половиной дня с екатеринбургскими актерами (лучшими из лучших, надо сказать: Светлана Замараева, Олег Ягодин) сделала великолепный набросок будущего незаурядного спектакля по пьесе литовского драматурга Лауры Синтии Черняускайте "Скользящая Люче". Главный режиссер Челябинского ТЮЗа Олег Хапов и его театр, приехавший на семинарский показ едва ли не в полном составе, представили пьесу молодого и многообещающего белорусского драматурга Андрея Курейчика "Хартия слепцов" (автор был на показе). Пьеса любопытная, с замахом на большой стиль и большую сцену (что в новой драме редкость), с атмосферой готического романа и несомненными языческими корнями. А показ получился формальным и невнятным, что досадно, ибо на таких профессиональных тусовках создаются профессиональные репутации, в том числе режиссерские. Или не создаются.
Были и другие иностранные пьесы, но главными событиями стали показы двух екатеринбургских драм: "Изображая жертву" Владимира и Олега Пресняковых в режиссуре Вячеслава Кокорина и "Дембельский поезд" ученика Николая Коляды Александра Архипова (это уже вошедший в афишу Екатеринбургского ТЮЗа спектакль, режиссерский дебют актера Олега Гетце). Два случая, когда "дышит почва и судьба": в пестрой, многоэпизодной, виртуозной, брутальной и нежной пьесе Пресняковых возникает панорама современного российского общества, а в "Дембельском поезде" впервые в театре абсолютно художественно и неспекулятивно звучит голос поколения, пережившего (и не пережившего) Чечню. "Редкий случай, когда не надо лгать, не надо прятаться за слова о том, что свет замечательный, костюмы прекрасные: А можно говорить о главном, о смысле. Это настоящая жизнь и настоящий театр", - это я опять цитирую Николая Коляду.
Сразу после семинара он, кстати, подвел итоги своего драматургического конкурса "Евразия-2004". На него пришло 350 (!) новых пьес. "Дембельский поезд" Александра Архипова получил одну из главных наград. Среди других лауреатов Олег Богаев, Николай Наседкин, Андрей Курейчик: