06-05-04


Помехи в эфире

Ольга Пона презентовала очередной спектакль на излюбленную тему "таинственной русской души"

На сцене - только большая кубическая конструкция: стальные перекладины и прорезиненные тросы. Музыкальным фоном - разного рода шумы, напоминающие скрипы дверей, капли дождя, звон велосипедного звонка и помехи радиоэфира одновременно. Пятеро юношей в футболках и "пижамных" штанах водружают девушек в коротких юбках и чулках на верх той самой конструкции - то ли клетки из зоопарка, то ли дизайнерского варианта виселицы. Пока девицы лежат там недвижимы, юноши повисают, покачиваясь, на этих тросах вниз головой. Затем они, забрав руки в брюки и задрав нос, выходят на променад, широко размахивая руками. Но вовремя вспоминают о подругах, которые ласточками "слетают" с крыши того куба и выдают затем в лучах четырех прожекторов свое женское соло, большая часть которого - нервные па на полу. На 38-й минуте всех этих экзерсисов под народные напевы про "баю-баюшки-баю" юноши и девушки не сговариваясь занимают лежачие и висячие позы на том огромном кубе. Свет гаснет. Финал.

В пересказе новый спектакль Ольги Пона для Челябинского театра современного танца (как, впрочем, и его название - "Знает ли жизнь английская королева?") - эффектнее и увлекательнее, чем получился на самом деле. И дело здесь не только в максимально строгой и лаконичной сценографии, отсутствии каких бы то ни было вспомогательных средств вроде искусственного снега ("Ожидание") или кинопроекций ("Лица. ру"). Причина и не столько в том, что практически в каждом своем спектакле, размышляя на излюбленную тему таинственной русской души, Ольга Пона невольно ставит себя, а заодно и зрителей, в ловушку: никакой другой, кроме как суровой, созерцательной и ленивой, той самой "русской души" так и не обнаруживается. Отсюда, скорее всего, и такое неразнообразие хореографии, основной упор в которой все чаще делается на физически сложные акробатические номера. Ошибкой было и выступление Ольги Пона перед спектаклем. Она пожаловалась, что до того момента у танцоров не было ни одной репетиции с театральным светом. Посему постановка пока - в стадии доработки, и ее официальная премьера состоится только в начале следующего театрального сезона. Пока, мол, выводы делать рано. Сегодняшний же вариант балета "Знает ли жизнь английская королева?" - далеко не самый удачный спектакль Ольги Пона.

Инга МЕЛЬНИКОВА