06-05-04


Ралли на "Запорожце"

В любительских гонках может участвовать и побеждать каждый

Ралли бывают любительские и профессиональные. Профессиональные - это гонки, но не от старта до финиша, а на отдельных участках маршрута, так называемых спецучастках. Организация таких ралли - дорогостоящее меро-приятие.

Но в Челябинске традиционными стали любительские ралли "Победа" и "Урал осенний". Они проводятся два раза в год. Многие удивляются: почему старт ралли дают на Театральной площади города? Неужели автомобили пролетают, не снижая скорости, все перекрестки и светофоры? Конечно же, нет. Маршрут ралли действительно проходит по дорогам общего пользования. И от участников требуется соблюдение правил дорожного движения. Контролируют все организаторы. В случае нарушения ПДД экипаж наказывается штрафными секундами, отыграть которые очень сложно.

Поучаствовать в ралли могут все желающие. Не одну тысячу километров наматывает начальник дистанции в поисках приемлемого маршрута. И все для того, чтобы участники могли и адреналин свой вы-плеснуть, и автомобиль не повредить.

В чем же задача участников ралли? Нужно пройти около 200 километров точно по легенде - маршрутной карте со специальными обозначениями. Плюс отметиться во всех контрольных пунктах, которые еще надо найти. Двигаясь по маршруту, участники постоянно "натыкаются" на дополнительные соревнования. Вот здесь-то водители экипажей и показывают свое мастерство. Это может быть скоростное маневрирование - слаломы и режимные участки, достаточно напряженные этапы, где нужно показать хорошую скорость, но при этом не превысить разрешенные параметры. А еще карусельные гонки и подъемы на холм. В ходе одного ралли около двадцати дополнительных соревнований. Опытные штурманы умудряются следить за результатами конкурентов и давать установку своему пилоту: ехать спокойно или идти на пределе, улучшая результат.

Но особые хлопоты доставляют экипажам дополнительные соревнования, в которых требуется показать равномерное движение. Например, после старта задана скорость 51 км/ч, на определенном ориентире происходит смена скорости, например 67 км/ч, на следующем ориентире - 33 км/ч. Финиш где-то километров через 5-8, и прийти к нему нужно точно в свою секунду, не раньше и не позже. Останавливаться перед финишем, чтобы подсчитать свое время, нельзя. Пройти по спидометру с такой точностью невозможно. Кто-то приобретает навороченные приборы за сотни баксов. Кто-то пытается считать на ходу и каждые 100 метров учитывать опережение или отставание.

Участники ралли - не такие уж крутые гонщики. Много молодежи. Есть семейные и женские экипажи. Приобщились к гонкам и водители-инвалиды. Не брезгуют этими соревнованиями и работники ГИБДД. Даже спортсмены-профессионалы не прочь приехать на любительские ралли, хотя, казалось бы, они должны скучать на этих соревнованиях. Каждый борется в своем классе. Но есть и абсолютный зачет. Стать победителями в нем среди 70 экипажей очень почетно. Можно даже заработать спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Для этого нужно трижды попасть в число призеров. Дело в том, что ралли "Победа" и "Урал осенний" зарегистрированы в российском календаре соревнований, что дает статус официальных российских соревнований. А еще это значит, что приехать к нам может любой желающий из любого уголка России.

Профессиональный автоспорт - для богатых. Не каждый может войти в этот мир. А вот в любительских ралли вполне реально может выступить и победить каждый. Были случаи, когда выигрывали на старом "Москвиче", а на "Запорожце" приезжали в призерах.

В подготовке ралли принимает участие ГИБДД. Одно присутствие начальников ГИБДД области и города Сергея Кучеренко и Александра Андреева на старте ралли говорит о том, что эти соревнования - противовес уличным ночным гонкам.

У автоспорта есть свои правила. И пытаться проводить "самопальные" гонки - это путь к трагедии. Только Российская автомобильная федерация в сотрудничестве с ГИБДД имеет право организовывать автомобильные соревнования. Главный инициатор любительских ралли в Челябинске - общество автолюбителей. Благодаря председателю Челябинского областного совета ВОА Михаилу Проломову существуют ралли "Победа" и "Урал осенний". В тандеме с Михаилом Матвеевичем работает президент Челябинского отделения Российской автомобильной федерации Владимир Денисенко, на ком, собственно, и держится автомобильный спорт в области.

8 мая в 10.00 с Театральной площади стартуют первые экипажи - участники традиционных всероссийских автомобильных ралли "Победа-2004".

Сергей НОВОКШОНОВ,

судья республиканской категории