06-06-2000
Музей возникает как институт общественного сознания, когда рождается музейное отношение к предмету. Материальный предмет наделяется системой значений, обретает способность нести в себе общезначимую культурную ценность. Все музейные собрания - это собрание "облаков смыслов". Наверное, прежде всего в этом - корень музейной поэтики. Поэтому нет человека, который, хоть однажды побывав в музее, не ощутил бы его пространство как концентрированный сгусток духовной творческой энергии.
В природе музея есть некая антиномичность. С одной стороны, элитарность, с другой - демократичность, вечность здесь соседствует с современностью, устоявшиеся художественные традиции - с новым в искусстве. Наконец, музей - это строгая и высокая наука и популяризация, не опускающаяся до профанирования.
Челябинская картинная галерея соответствует классической модели музея, сложившейся в Европе и России к XX веку: эпический музей, программой которого является отражение объективных исторических процессов, происходящих в искусстве. Эту позицию провозгласил основатель Челябинской областной картинной галереи Л.П. Клевенский, первый профессиональный художественный критик и член Союза художников в Челябинске.
Советская действительность, посреди которой рождался областной художественный музей, значительно скорректировала эту классическую модель. Так, в собрании к 1980-м годам почти отсутствовали произведения художников 1920-30-х годов, принадлежавших направлениям и течениям, официально окрещенным "формалистическими". Еще в начале 1980-х годов на бюро обкома партии знаменитый скульптор Л. Головницкий докладывал о "вредной" тенденции в работе картинной галереи: собирают-де культовое искусство (речь шла о русской иконописи, скульптуре, древних рукописных и старопечатных книгах), а ответственный работник облисполкома на выставке старопечатных книг к 400-летию со дня смерти Ивана Федорова заявила, что запретит посещение школьникам города, если из экспозиции не будут изъяты иконы с изображением Христа и апостолов, державших свитки и книги. Тем временем картины современных художников приобретались закупочной комиссией управления культуры прежде всего за тематическую направленность, каждую интересную по пластике работу приходилось отстаивать. А выставочные планы строились в зависимости от политических и партийных дат. Но все это позади. Внутренние закономерности искусства, развития художественной культуры и музейного дела коренятся в глубинных сущностях мира и человеческой природы, на них базируются, и, надеюсь, насильно изменить их не удастся.
С перестроечного времени творческая независимость, которую ощутили и художники, и музеи, обращается в независимость от финансовой поддержки. С начала 1990-х годов картинная галерея не получает плановых средств на закуп произведений. Сегодня музей, даже если он не является музеем современного искусства, должен в своем собрании отразить типичные и исключительные явления в современном искусстве - в этом его историческая миссия. Требуя средств на закупку от государства, государственный музей вовсе не является нахлебником, как иногда трактуют представители власти. В лице музея общество обеспечивает свою важнейшую историческую функцию - сохранение памяти.
Выставка "Старейшие художники Южного Урала", которой открылся Выставочный зал СХ, дала толчок собиранию наследия старых мастеров в картинной галерее и публикациям на выставках Н.А. Русакова, И.Л. Вандышева, В.Н. Челинцовой. Следующим шагом к осознанию историзма стало изучение художественной среды Челябинска. Первым шагом в этом направлении явилась выставка династии скульпторов М.И. Цепелева, В.М. Цепелева, В.Т. Егоровой.
Но вместе с тем 90-е годы положили начало возврату к безоглядной молодости, когда здание музея стало сотрясаться как правительственными инструкциями, так и нигилистами в художественной среде. В 1941 году Челябинская картинная галерея была закрыта по августовскому постановлению Челябинского облисполкома: ее ликвидировали как необоронное учреждение, а имущество раздали театрам, школам, госпиталям: Война, что тут скажешь. Но в наши дни музеи попытались ликвидировать как некоммерческие учреждения, неспособные к самоокупаемости. А между тем кодекс профессиональной этики Международного совета музеев при ЮНЕСКО декларирует: музей является некоммерческим институтом мировой культуры.
Живя внутри музейной среды, ощущаешь, что музей не стоит на месте. Корректировка концепции музея происходит постоянно. Но вот беда, ощущение кризиса есть и у стороннего зрителя, и внутри самого музея. Это кризис "перестояния" идеи. Не только мечта, но насущная потребность показать все коллекции музея в экспозиции - это необходимость для горожан, художников, музейщиков. Визуализация сокровищ, свернутых в запасниках, - это мощный импульс развитию художественной культуры, духовного состояния и прежде всего самого музея.
На основе этой колоссальной экспозиции проектирование будущего музея произойдет гораздо естественнее и закономернее. Так, одной из острых проблем является сегодня не музеефикация - это следующий этап, а объективное видение процессов в современном искусстве, во всех его разветвлениях. Что на сегодняшний день является концептуально важным для музея?
Первое - сохранить идею музея, сам музей как таковой.
И вторая высшая задача, которую именно в наше время должен исполнить музей, - сохранить, сберечь неискаженными здоровый дух, здоровую человеческую природу. Идеальные ценности никогда не были банальностью. Музей дает ощущение жизни во всем пространстве вечной культуры.
Галина ТРИФОНОВА,
заместитель директора по научной работе Челябинской областной картинной галереи.