06-06-2000


Поможет ли Мария Дюваль?

"В вашей газете целая полоса была занята публикацией об уникальных возможностях некой ясновидящей из Франции Марии Дюваль. Там же предлагалось заполнить отрезной купон данными о себе и отправить по указанному адресу для получения чудодейственного талисмана, который способен решить все проблемы в жизни. Сама я постеснялась это сделать - немолода уже, а мои взрослые дети тоже не пожелали да еще и подшутили надо мной, дескать, какая ты, мама, легковерная. Так что же это за Дюваль такая? Существует ли она на самом деле и выполняет ли свои обещания?" Вот такой вопрос задала мне челябинка А.Г. Ершова сразу же в день выхода той публикации.

Прочитав пафосный (рекламный) текст про избавление от бед, болезней и безденежья, подумала: "Хорошо бы таким простым способом получить свою долю счастья". Правда, нужно было поспешить. Потому что бесплатный "талисман богатства и удачи" обещался лишь первым пятистам отправителям купона.

Заполнив его, я вдобавок написала письмо. Честно сообщила, что я журналистка. Мол, и сама хочу попытать удачу, и на вопросы читателей ответить. Попросила рассказать о Марии Дюваль.

Я тоже не отношу себя к легковерным людям, так что дней в ожидании ответа не считала. Представитель ясновидящей, загадочное ООО "Т.П.С." (что, надо полагать, означает "талисман, приносящий счастье") так и не ответил, хотя минуло почти три месяца.

- А зачем вы себя "разоблачили", - сказала мне Наталья Кучина, специалист отдела по контролю за рекламой Челябинского антимонопольного управления. - Не указывали бы свою профессию - глядишь, пришла бы вам депеша с тестом, что хоть вы и не вошли в число первых пятисот отправителей, но все равно имеете редкую возможность получить талисман от самой Марии Дюваль.

Точно такие послания получат и те, кто действительно ответил раньше других. Призыв насчет первых пятисот - лишь уловка, "заманиха". Важно заполучить координаты клиентов, подцепить их на крючок. А дальше в игру вводится тактика психологического воздействия. Красивый конверт с вашим адресом, лично к вам обращенный текст письма - все это льстит самолюбию. Вас называют счастливым избранником судьбы, уверяют, что вам несказанно повезло, потому что вы сможете стать обладателем вожделенного предмета за очень скромную цену. Становится неловко - о вас так беспокоятся, почему бы не раскошелиться... Работает тот же механизм, что в рекламе товаров, рассылаемых по каталогам систем "Пост-шоп" и "Евро-шоп". Но заказанная таким заманчивым способом вещь не соответствует потраченным деньгам. Вы кусаете локти. Поздно...

Существует ли Мария Дюваль? Скорее всего, это "псевдоним" предприимчивых деловаров, пользующихся людской наивностью. Жизнь сложна, люди цепляются за соломинку, чтобы хоть как-то улучшить ее, они готовы поверить в чудеса. На волне этой доверчивости и выплывают всевозможные астрологи. То некий Валерий Ледовских, то Доменик Уэбб обещают научить, как уйти от неудач. За определенную сумму высылаются невзрачные брошюрки с набором общих фраз. Кому-то, возможно, они в самом деле помогут, подобно эффекту плацебо, когда под видом лекарства больному дается нейтральное вещество, но сила внушения приводит к положительному результату. Ну а если жизнь по-прежнему не складывается? Если кто-то захочет найти Марию Дюваль или ее представителей, по указанному в газете адресу и телефону он их уже не найдет. После рекламной акции координаты обычно меняются.

- Остановить такую "деятельность" могут прокуратура или отдел по борьбе с экономической преступностью, - добавила Наталья Сергеевна. - Однако мошенничество труднодоказуемо, чем "целители" и пользуются. Есть другой способ защититься от них - не верить сомнительной информации. Мы хотели бы предупредить земляков: не стоит "покупаться" на сомнительные обещания и платить за "кота в мешке". Иначе будут плодиться новые провидцы и "доктора". Будут морочить людям головы.

Ваши вопросы задавайте по телефону 33-01-44, присылайте по адресу: 454091, Челябинск, Свердловский пр, 60, "Челябинский рабочий", Лидии Садчиковой.

E-mail common @ chelrabochy.ru (для Л.Садчиковой).