06-06-2000
Лидия САДЧИКОВА
Челябинск
В семидесятые годы моя московская подруга, работавшая в театре "Современник", жила в огромной коммунальной квартире на улице Манежной. По сути, это было театральное общежитие. Одну из многочисленных комнат занимал покойный Юрий Богатырев, известный актер. Однажды, когда я гостила у подруги, мы с ним разговорились, столкнувшись в длиннющем коридоре. Ткнув пальцем в пол, он сказал загадочно: "Здесь ступала нога Ленина. Ильич хаживал сюда к своей возлюбленной Инессе Арманд".
Подробностей он, очевидно, и сам не знал. В брежневские времена, когда лик Ленина был безупречно-хрестоматийным, не позволялось обсуждать его интимные отношения. Их как бы не существовало. О Инессе Арманд, конечно, писали. Однако прежде всего как о профессиональном революционере, руководителе женского движения и соратнике Ильича. О их любви - ни слова.
В той легендарной квартире лет за десять до меня побывала моя землячка, мастер художественного слова, заслуженная артистка России Майя Дробинина. Тогда в ней проживали потомки большого семейства Арманд (в Москве их насчитывалось человек 70). Еще были живы дочери Инессы Федоровны Инна и Варвара. Списавшись с ними, Майя Глебовна получила приглашение приехать. Так начиналась ее работа над моноспектаклем "Жизнь, отданная вам" - о судьбе неординарной женщины, пожертвовавшей безбедной и спокойной семейной жизнью (любящий муж-фабрикант, пятеро прекрасных детей) ради иных идеалов.
"Я бы обошлась без поцелуев"
- Тридцать с лишним лет прошло, а я не могу забыть нашу встречу с дочерьми Инессы, - рассказывает Майя Глебовна. - Старшая, Инна, хранила архивы матери, для которой была словно подруга. Она, конечно, знала о ее романе с Лениным. Но в разговоре со мной они обе с сестрой Варей обходили эту тему стороной. Да я и не спрашивала, поскольку тогда еще многое было покрыто тайной. С Варварой Александровной у меня потом завязалась длительная переписка.
Когда программа об Арманд была готова и я выступала с нею в московском Доме актеров, в антракте подошел мужчина, который оказался бывшим секретарем Луначарского. "Я много слышал чтецов, - сказал он, - но то, что сделали вы, - неподражаемо". Его поразила не только художественная сторона, но и обилие использованных документов. Еще бы! Я по крохам собирала материалы. Излазила весь Музей Революции. Перерыла не один архив. Провела массу времени в Государственной публичной библиотеке. Устроила себе гастроли в Архангельск, где Инесса побывала в ссылке. Они жили там со вторым мужем, Володей Арманд, младшим братом ее первого супруга. (О, это тоже была ее большая любовь, которую смогли понять и оценить и ее дети, и первый муж).
Естественно, я прочла полное собрание сочинений Ленина и в том числе его письма к Инессе Арманд. Но тогда в них было много пропусков с приписками вроде такой: "Первые три листа утеряны". Потом в архивах они "нашлись". А в дневниках Инессы иные страницы даже уничтожены.
- Кто-то пытался затушевать их интимные отношения?
- Еще как! Ореол вождя пролетариата не предполагал "связей на стороне". Когда их отношения стали слишком заметны, родственники Ленина поставили условие, чтобы он разорвал с Инессой. Революция - и такие слухи. Они же могут навредить! Он отправил ее в Париж. Она оттуда пишет ему письмо:
"...Расстались мы, дорогой, с тобою. Это так больно. Я знаю, я чувствую - никогда ты сюда не приедешь. Какое большое место еще здесь, в Париже, ты занимал в моей жизни. Вся деятельность здесь была тысячами нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя. Но тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя. Говорить с тобой было радостью. Это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать?.."
Это было в 1916 году. Тогда у нее уже был ребенок от Ленина, сын Константин (родился в 13-м или 14-м году, более точной датой я не располагаю). Младенец был отправлен в один из германских пансионатов, где и остался. Живет в Берлине до сих пор. Я намереваюсь с ним встретиться. Несмотря на преклонный возраст он, насколько мне известно, пишет книгу о матери.
С революционной пылкостью
- А собственно, как Арманд с Лениным познакомилась?
- Еще живя с первым мужем, она увлекалась революционными идеями. Однажды прочла работу некоего Ильина (псевдоним Ленина), очень ее впечатлившую... Когда ее второй муж Владимир после архангельской ссылки умер от туберкулеза, она лишилась покоя. Чтобы заглушить горе, поступила в Брюссельский университет (видите, какие у нее были возможности) и экстерном, за год, закончила его с отличием. Потом с младшим сыном Андреем (единственный ребенок от Владимира) она едет знакомиться с французским рабочим движением в свой родной город Париж, откуда еще в детстве уехала в Москву. Там и пересеклись ее пути с Лениным. Она стала правой рукой Ильича. Переводила его книги и статьи, моталась с его заданиями по Европе, бывала даже на других континентах. Вместе с ним и Крупской они организовали школу в Лонжюмо. Считается, что там-то у них с Лениным и произошла первая близость.
- Их отношения начинали строиться на революционной основе?
- Да нет же! Они понравились друг другу как мужчина и женщина. Его все в ней увлекало: престижное образование, владение несколькими языками, необыкновенный ум. Инесса обожала и знала искусство (ее рано умершие родители были актерами). А какая красавица! В Инессу влюблялись все мужчины. Но она была симпатична Ильичу и как деятель. Вот строки из его письма к ней с просьбой поехать на международную объединительную конференцию в Брюссель: "Изо всех сил прошу согласиться хотя бы для прочтения доклада... Ты знаешь, по тактическим соображениям я в Брюссель не поеду. Все очень будут злиться, захотят отомстить тебе. Но я уверен, что ты покажешь свои коготки. Заранее восторгаюсь, как они нарвутся, публично встретив спокойный и немного презрительный твой ответ... А мне хотелось бы поцеловать тебя тысячу раз..."
Жена - партийная, любовь - взаимная
- Любопытно, где была Крупская, когда Ильич встретился с Инессой?
- Как где? При Ленине.В книге Солженицина удивительно точно определена роль Надежды: она была его партийной женой. Рожать не могла - болела. Но была очень преданной.
- А о его отношениях с Арманд она знала?
- Конечно! Крупская не раз порывалась уйти от Владимира Ильича, но он удерживал ее. Она была очень надежным другом. Ее принципы - не отклоняться от пути Володи, всегда облегчать его жизнь, ничем не стеснять, быть рядом незамеченной, но в любую минуту готовой помочь. О сопернице не позволяла сказать ни одного дурного слова, даже если было что сказать. Встречала ее радостно, как подругу, чтобы не навредить настроению Володи.
- Какое самообладание...
- Знаете, когда я выступала со своей программой, случалось, что зрители выбегали на сцену и кричали: "Женщины, берите пример с Надежды Константиновны. Вот такой должна быть жена!"
- Инесса, уйдя в революцию, с первым мужем уже не имела связи?
- Как же не имела! Дети-то у него находились. Он и Инессу содержал. Из царских тюрем, куда она попадала за свои взгляды, он ее выкупал за бешеные деньги. Безумно ее любил всю жизнь и не женился, пока она не умерла. Какие были мужчины! Кстати, вся семья Армандов была очень передовой.
- То есть в революцию она пошла не из-за Ленина? А то один немецкий автор пишет, что, выйдя замуж, Инесса вела весьма размеренный образ жизни, от чего скучала. Захотелось приключений - начала роман с братом мужа. От жажды разнообразия якобы и в революцию пошла.
- Глупости! Революция была ее убеждением. Она ведь сама из бедной семьи. Отец был оперный певец, умер в 24 года, остались три дочери. Бабушка Вильд по материнской линии привезла внучек в Москву, где сестра матери была гувернанткой в доме фабриканта Арманд. Обычно за фамильным столом кроме главы клана Евгения Евгеньевича Арманда и его достопочтенной супруги сидело 12 детей и 46 внуков. И там все время велись революционные разговоры. У них скрывались от преследований полиции революционеры. Инесса варилась в этом котле, эти взгляды ей были по душе. Она мечтала о свободе женщин. Потом, когда стала женой Александра Арманда, организовала школу для крестьянских ребятишек. Школа эта в селе Ельдигино, что неподалеку от подмосковного города Пушкина, и сейчас существует. Я там была, читала свою программу. Видела одну очень старую женщину, которая служила у Инессы. Она сказала мне: "У нас господа были такие добрые! Как нам хорошо при них жилось..." Арманды были настолько обеспечены, что каждую свою горничную Инесса выдавала замуж с приданым.
Главный ребенок - революция
- Когда вы попали в квартиру наследников Арманд, что они вам о ней рассказывали?
- Они больше молчали. По-прежнему нельзя было миф о Ленине разрушать. Кстати, когда после революции сын Инессы Федор решил идти в авиацию, его туда не хотели принимать. И приняли только благодаря постановлению Ленина и его поручительству, что он уверен за эту семью. Поэтому из них никого Советская власть не тронула.
- Вернемся к 16-му году, когда Инессу и Ильича насильно разлучили.
- С тех пор они жили отдельно. Но он проявлял заботу о ней неимоверную. Сохранились его записочки, подтверждающие это. В одной он пишет, что почему-то не работает телефон. А не работал он потому, что уже и Сталин, и Орджоникидзе подключились. Пришлось любовникам общаться лишь посредством писем.
- А их общий сын? Видел ли его Ленин?
- Конечно, видел. У меня нет документа, подтверждающего сей факт, но, судя по всему, он не мог его не видеть.
- Ленин и отцовство как бы несовместимы.
- Да, он был лишен этого чувства. Главный его ребенок - революционное дело. На алтарь революции он положил все свои личные интересы.
- А какой матерью была Инесса?
- Потрясающей! Хотя ее дети жили с отцом, но были связаны и с матерью. Каждое лето ездили к ней в Париж, она водила их в Лувр, в музеи, играла им на фортепиано (блестящей, кстати, была пианисткой).
- Ленина не назовешь секс-символом. Скорее он антипод сексуального мужчины.
- Все, что публиковалось о нем, - вранье! Он был истинным мужчиной. В него многие влюблялись, в том числе и Коллонтай. Темпераментный был! Надежда не могла его усмирить.
- Я читала, что у него были и другие романы. Инесса не ревновала его?
- Тогда по-другому на все смотрели. К тому же они часто расставались, она по его заданиям ездила по всему свету. И в принципе, не собиралась привязывать "к ноге". У нее ни к кому не было ревности, даже к законной супруге. Тем более, что "номером один" все равно была Инесса.
- А как она погибла?
- Шел 1920 год. Война. Дети Арманд вспоминали, как мамочка говорила: "Закусите, чем Бог пошлет". А это была картошка в мундире. Они были истощены революцией, голодом. Когда Ленин узнал, что Инесса больна, решил отправить ее подлечиться. Предлагал Швейцарию, Данию. Остановились на таком варианте: Северный Кавказ, где Серго Орджоникидзе мог обеспечить отличный отдых. И она уехала туда с сыном Андрюшей. Умирает она в поезде, в Нальчике, якобы от холеры. Но теперь я точно знаю, что это не так. Ее явно отравили. Потому что уже пошли недовольства, что Ленин на два дома живет. Я как-то встретилась с Олегом Янковским, который ставил "Синие кони на красной траве", где играл Ленина. Он был в Челябинске вместе с "Ленкомом". Говорили мы только об Инессе Арманд. Он мне и сказал, что она умерла не от холеры. Потом я начала исследовать архивы. Действительно, никакой эпидемии тогда не было.
- Были ли когда-нибудь оппоненты к собранному вами материалу?
- Нет. Наоборот. Однажды на сцену выбежал мужчина, обратился к залу: "Товарищи, мы же впервые услышали правду о Ленине"... Было даже радостно за Владимира Ильича, что он не был ни гомосексуалистом, ни, как говорится, бесполым. А был настоящим мужчиной, который замечал красоту, любил женщин, восхищался ими. И в то же время делал революцию. Вот если бы сейчас наши руководители хозяйничали на таком же уровне! И женщин люби достойно, и работу делай достойно...
У Майи Глебовны уже взрослая внучка. Ее зовут Инесса. n