06-06-03
Ольга АЙЗЕНБЕРГ
Челябинск
Повторение пройденного
Волею судьбы сначала в качестве редактора городской газеты, а затем - собкора "Челябинского рабочего" мне довелось освещать процессы, происходившие на УралАЗе в лихое десятилетие на рубеже веков. Помню, как славно стартовали 90-е. Роскошные банкеты следовали один за другим: сначала отпраздновали 50-летие автозавода, через полгода - полувековой юбилей его гендиректора Юрия Горожанинова. В конце каждого года автозаводское начальство собирало пресс-конференции с фуршетами, на которые с готовностью съезжались журналисты городских, региональных и центральных СМИ. Ах, как замечательно пахли французские духи "Мадам Роша"! УралАЗ, помнится, получил их тогда по бартеру из Египта, и пишущие дамы очень радовались, обнаружив заветный флакончик в пакете с заводскими презентами. (Коллегам мужского пола вручили по свитеру.)
Золотой век кончился, когда в Набережных Челнах сгорел завод по производству дизельных двигателей. Тогда-то и родился термин "планеры" - безмоторные автомобили, стаскиваемые с конвейера на буксире. И началось... Год от года завод все глубже затягивало в трясину бартера. Автомобилестроители погружались в унизительное безденежье. На предприятие, задолжавшее огромные суммы Пенсионному фонду, ополчились старики. "Вы нашим детям зарплату не платите, - кричали они в лицо автозаводским начальникам, - мы их содержим, а теперь из-за вас и нам пенсию в срок не дают!" Бабульки с дедульками перекрывали движение троллейбусов, пытались штурмовать здание заводоуправления.
В первом полугодии 1998-го, помнится, заводчанам лишь однажды выдали "живые" деньги - по полсотни на нос в честь какого-то праздника. К лету народ дошел до крайней степени нищеты, отчаяния и того состояния душевной усталости, когда лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Поэтому известие о введении сначала процедуры временного наблюдения, а потом и внешнего управления большинство рядовых заводчан встретило довольно безразлично: мол, хуже не будет - дальше уж некуда.
Что было дальше - ликвидация вторичного рынка, возвращение в денежное поле, достижение рентабельности, реструктуризация, перевод производства грузовиков в свободное от долгов дочернее предприятие и, наконец, обретение стратегического инвестора - многажды становилось предметом и хвалебных, и критических публикаций. Особенно во время периодически разгоравшихся информационных войн. Но, видимо, одно дело - находиться в процессе, и совсем другое - смотреть на него со стороны какое-то время спустя...
Признаюсь: книгу челябинцев Олега Вепрева и Вячеслава Лютова "УралАЗ". Заметки на полях внешнего управления", вышедшую в мае тиражом 1000 экземпляров, я открывала с изрядной долей скепсиса. Ну что нового могли рассказать мне историк-краевед и литератор да к тому же - люди со стороны? Ан нет, и сама не заметила, как увлеклась чтением этого экономико-арбитражного детектива - так определяет жанр книги один из ее авторов.
Из реки по имени "факт"
Сегодня в здании областной администрации публике представят "Заметки на полях:" - книгу об одном из самых драматичных периодов жизни Уральского автозавода.
- Ее замысел, - вспоминает Олег Вепрев, - родился во время работы над книгой об Арбитражном суде. Одна из ее глав называется "Миасское экономическое чудо, или Роль личности в истории", она посвящена уникальному опыту антикризисного управления на УралАЗе. Нам было интересно изучить его поглубже. Уверен, что наша книга может стать для арбитражных управляющих своего рода учебником.
Воплощение оказалось куда шире авторского замысла. Во всяком случае, свойственной некоторым учебникам безапелляционностью и морализаторством "Заметки..." не грешат. Их обаяние - в документальной основе повествования. Хотя, казалось бы, чего скучнее - служебная переписка, приказы, судебные постановления... Но собранные воедино и выстроенные хронологически, документы проливают свет на причины многих явлений. Например, почему потерпел крах Уральский автозавод, продукция которого "обладала несомненными конкурентными преимуществами" (журнал "Эксперт" за 1996 год).
У времени в плену
Авторы избежали соблазна назначить виноватого в обрушившихся на предприятие бедах, они стараются исследовать суть явления. "Так это было, так совпало" - дурная конверсия, распад СССР, стихийный рынок, правовая чехарда, превращение государства в крайне ненадежного партнера, способного "кинуть" своих сограждан на крупную сумму... Сыграла роль и недостаточная компетентность заводского менеджмента, не сумевшего в короткий срок овладеть навыками работы в рыночных условиях - что ж делать, вышли мы все из плановой экономики. "Красные" директора руководили как умели. И, между прочим, подчас в правильном направлении гребли! Активно обсуждавшаяся в последние годы стратегия развития отечественного автопрома подразумевает освоение выпуска лицензионных автомобилей - то, чем еще 10 лет назад начал заниматься УралАЗ вместе с итальянским концерном "Ивеко".
В этом смысле судьба бывшего президента ОАО "УралАЗ" Юрия Горожанинова кажется довольно драматичной: обладатель мощной харизмы, где-то он опережал время, а в чем-то (в оставшейся с советских времен уверенности в том, что связи решают все) отставал. В последние годы своего правления Юрий Иванович выглядел сильно уставшим. Временами в его словах чувствовалась сильная обида на государство. Еще бы: свой долг за грузовики, поставленные УралАЗом по межправительственным соглашениям в развивающиеся страны, оно "простило". Однако не пошевелило и пальцем, чтобы помочь предприятию, оказавшемуся в тяжелой ситуации не только по своей вине: после распада СССР Казахстану отошел строившийся миасцами Кустанайский завод дизельных двигателей, а пожар на КамАЗе и вовсе оставил УралАЗ без движков.
Поколение next
Главным действующим лицом "Заметок на полях:", естественно, стал Валерий Панов. Поначалу внешний управляющий был на автозаводе не то что чужим - другим: молодым (в 1998-м ему исполнилось 37 лет), импозантным, отлично "держащим удар" - нападки сторонников бывшего руководства. Даже лексика его была непривычной. Заводские начальники в бедах предприятия обычно винили власть, а подчиненных могли послать куда подальше. Панов мыслил категориями экономики, права и давал понять, что не только от федерального центра - и от самого завода много чего зависит.
"Судная пятилетка" для УралАЗа скоро закончится. Останется в Миассе Панов или нет - этого даже он, наверное, сейчас не скажет. Но город ему многим обязан, и "Заметки на полях..." свидетельствуют об этом. Обязан, потому что в Золотой долине удалось сохранить автомобильное производство (а значит, и рабочие места, и социальную стабильность). Более того, встроенное в отраслевой холдинг, оно получило возможность выйти совсем на другой уровень развития.
Но пять минувших лет наложили отпечаток и на духовный облик города. Он словно раздвинул горизонты - избавился от многих провинциальных фобий, стал более открытым миру, сильно продвинулся на пути к современному рыночному мышлению. Во всяком случае, мудреные термины "реинжиниринг", "реструктуризация", "вертикально интегрированный холдинг", "стратегический инвестор" миасцы научились произносить без запинки...
И в этом, может быть, главный результат пятилетия в конце ХХ - начале ХХI веков. Авторы так и назвали задуманную ими серию о драматических событиях, пережитых крупными нашими предприятиями, - "На рубеже веков". В ближайшее время в их планах - создание книг о Магнитке и медном бизнесе Южного Урала.