06-06-03
- Ребята, если у нас ничего не получится, нужно расходиться, - объявил музыкантам дирижер Адик Абдурахманов, один из создателей и руководитель "Классики".
Камерный оркестр дал первый концерт в 1994 году, когда рушилось все и вся, думалось только о зарплате, работе, жилье: И тут кто-то из замечательной плеяды петербургских музыкантов (большинства из них уже нет в Челябинске) предложил: "А давайте подарим городу немного весны". Собрали лучших инструменталистов и сделали программу, целиком посвященную творчеству Антонио Вивальди. Один концерт потянул за собой другие. Дирижером был в то время Герман Ким, художественным руководителем - Адик Абдурахманов. Сейчас Ким работает в Уфимском театре оперы и балета, Абдурахманов руководит и дирижирует "Классикой".
Музыка, как и природа, не терпит пустоты. В городе, где нет симфонического оркестра, сам собой, без участия государственных структур, по желанию музыкантов возник камерный коллектив. И, по сути, занял нишу симфонического оркестра. В его репертуаре - Сороковая симфония Моцарта, Пятая симфония Бетховена, концерты Прокофьева, Мендельсона, Шостаковича. "Классика" постоянно знакомит нас с творчеством челябинских композиторов: Елены Попляновой, Ларисы Долгановой, Анатолия Кривошея, которые много пишут специально для камерного оркестра. В последнее время музыканты сотрудничают и с екатеринбургскими композиторами.
Рассказ о славных страницах жизни "Классики" можно продолжать, но сейчас речь пойдет не об этом. Рано или поздно, как всякому прекрасному начинанию, оркестру пришлось столкнуться с проблемами отнюдь не творческого порядка. Трудно поверить, но это так: почти десять лет 15 музыкантов собираются, играют, регулярно дают концерты и при этом не получают заработной платы.
- Меня все спрашивают: когда же вы, наконец, сдуетесь? - смеется Адик Абдурахманов. - Говорят: мы не представляем, как вы работаете, мы ждем, когда же у вас наконец-то закончится творческий пыл.
Тогда, в 94-м, области было не до создания новых оркестров: дай Бог удержать то, что есть. Два года назад ситуация вроде бы пошла на поправку. Губернатор Петр Сумин спрашивал деятелей культуры, у кого какие проблемы. Абдурахманов ответил, что хотя его оркестр собирается и играет постоянно, никакой творческий коллектив не может существовать только за счет того, что продает сам себя. Нужна поддержка и нужны субсидии. Решение проблемы виделось дирижеру в создании муниципального оркестра. Были собраны документы и составлена смета, но, увы, пока дело не продвинулось.
- Каковы перспективы у "Классики"? - спрашиваю помощника первого заместителя губернатора Надежду Дида:
- Нам всем хотелось бы, чтобы "Классика" стала муниципальным оркестром. Но это вопрос не одного дня. Сложность здесь не только финансовая, нужно предоставить оркестру помещение для репетиций, а его пока нет даже у государственного оркестра "Малахит". Пока мы работаем с "Классикой" по системе договоров, они дают концерт и получают гонорар.
И все-таки, как же сохранить оркестр? Беседуя с Абдурахмановым, я поняла, что он полон решимости не терять коллектив.
- Мы принимаем участие практически во всех культурных мероприятиях, - рассказывает Адик Абдурахманов. - Приезжает мэтр, например скрипач Сергей Стадлер, мы выступаем с ним. Проходит джазовый фестиваль, мы играем ранний джаз, начиная от Гершвина и кончая Джоплин, хотя, казалось бы, где еще услышишь такую музыку в исполнении струнного оркестра.
"Классика" почти никогда не повторяет свои программы и каждый раз готовит новые. "Stabat mater" была сыграна один раз, театрализованное действие "Моцарт и Сальери" (когда еще можно услышать музыку Сальери?) - два раза, в Челябинске и Екатеринбурге. Замечательная и уже подготовленная сказка "Петя и Волк", ориентированная на школьников, так и не была сыграна. Остались без продолжения и циклы современной музыки, исполненные "Классикой" в почившей ныне в бозе галерее "Окno". Замечательные, нужные городу проекты, талантливые музыканты - неужели этого мало, чтобы им немного помочь?..
Олеся ГОРЮК