06-06-03


Неформат

Танцевальные импровизации на вокзале или в банке делают человека успешным

Девочка в черном длинном сарафане в четыре часа дня выходит в холл банка из какого-то кабинета, беззаботно садится на пол, достает апельсин и, жонглируя им, начинает выделывать всякие разные пластические па или просто ходит туда-сюда через турникет. Одновременно в коридорах семи этажей здания происходит примерно то же самое: еще таких же восемь девочек и один юноша танцуют сами с собой, рассматривают висящие на стенах картины, потом садятся на кресла, пытаются произвести какие-то танцевальные движения там. Включается музыка. К примеру, что-нибудь из "Massive Attack". Ребята продолжают двигаться. Потом, на первый взгляд, случайный прохожий говорит одному из них вдруг: "На этаж". И тот спускается, например, на шестой этаж, где устраивает танцевальную импровизацию уже с другим "странным человечком". Это повторяется до тех пор, пока все десять человек не оказываются таким образом на первом этаже и не исполняют в три линии некий синхронный экзерсис. Финал. Апельсин той девочки очищен и разделен на всех. Аплодисменты.

"Белые воротнички" одного из челябинских банков, где проходило действо, весь этот час подсматривали за танцующими из-за дверей своих офисов, где старались правильно произнести мудреное словечко "перформанс", как заранее назвали им только что происходящее в этом здании. Недоуменные посетители банка молча по стеночке обходили танцующих стороной. Маленькая девочка смеялась над ползающими прямо по полу танцорами. К радости, на этот раз никто не обозвал танцующих сектантами или сумасшедшими.

Впрочем, хореограф-постановщик Челябинской школы современного танца Таисия Коробейникова непременно эпатировать до сих пор не привычных к таким событиям челябинцев не так уж и хотела. Ей важнее было другое: в очередной раз провести со своими 13-14-летними воспитанниками "урок хореографической и жизненной успешности". Мол, смелость и свободу мысли, основные ее составляющие, как раз и развивает этот самый перформанс, проще говоря, некое театрализованное представление, проходящее в непривычных для него помещениях.

Схема таких танцевальных перформансов, за пять лет уже проведенных учениками школы в здании городского вокзала, на улице Кирова и в супермаркете, - схожая. Каждое выступление на 90 процентов - импровизация. И лишь в остальных 10 процентах исполняемого у танцоров срабатывает так называемая "мышечная память": им включают музыку, под которую они когда-то танцевали, и они пытаются воспроизвести те движения вновь. Причем все предыдущие перформансы отличаются между собой только задачей.

Таисия Коробейникова говорит, что пока какого-то смысла или сюжета зрителям здесь искать и не нужно было. Главной задачей для детей все это время было следующее: научиться не теряться в необычном сценическом пространстве, быть ему органичным, что называется, освоить это пространство, взаимодействовать во время танца с окружающими предметами и людьми.

Собственно, интересующиеся современным танцем и так понимали, что хореограф такими перформансами пытается работать с новыми, по крайней мере, для деятелей челябинского contemporary dance, формами. Но расценивать происходящее следует все-таки больше как элемент учебы, нежели как полноценный спектакль. Хотя Таисия уже следующий перформанс собирается подчинить законам логики, сшить специальные сценические костюмы, использовать дополнительные технические средства - видео, например. И поставить перед учениками еще одну и, пожалуй, самую важную цель: каждому создать во время танца свой определенный образ.

Инга МЕЛЬНИКОВА