06-07-02


Вокруг "садовых" маршрутов

Почему рейсовые автобусы перестали останавливаться возле садов?

Пригородное автобусное сообщение привлекло внимание прокуратуры после посыпавшихся жалоб на работу 51-го и 55-го маршрутов, следующих от АМЗ до поселков Федоровка и Сосновка. С наступлением садово-огородного сезона автобусы вышеуказанных номеров вдруг перестали останавливаться у ворот садовых товариществ. А вместо них на линию вышел автобус под номером 29 с литерой "С", что в переводе на официальный язык означает "специальный", а на народный - "садовый". Причем льготы, действующие на городском и пригородном пассажирском транспорте, на него уже не распространялись, что вызвало волну народного недовольства. Ведь основной костяк садоводов - люди преклонного возраста. "Как же так? - возмутились садоводы. - Хочешь воспользоваться льготой - езжай на городском автобусе и потом топай пару километров пешочком. А хочешь доехать до ворот сада - плати!"

Прокуратура провела расследование и пришла к выводу, что при организации садовых маршрутов челябинские власти нарушили сразу два документа федерального значения: "Устав автомобильного транспорта РФ" и "Правила пассажирских перевозок РФ". Допустили смешение понятий специальных и сезонных перевозок.

Как сообщила "Челябинскому рабочему" старший помощник прокурора города Ирина Мозжерина, при организации сезонных пассажирских перевозок льготы, действующие в городском и пригородном транспорте, сохраняются. Специальные перевозки льготного проезда действительно не предусматривают. Так ведь они и являются специальными! То есть осуществляются на основании договора, заключенного между заказчиком (скажем, заводом, которому необходимо доставить рабочих к станкам) и транспортным предприятием, которое за определенную плату обязуется решить эту проблему.

- Если садовые маршруты относятся к специальным пассажирским перевозкам, то должны существовать договоры между "Челябгортрансом" и садовыми товариществами, - сообщила Ирина Мозжерина. - А поскольку их нет (садовые маршруты вводятся на основании постановления главы города), значит, перевозки являются сезонными и льготы в них отменять никому не позволено.

Почему нет договоров между садовыми товариществами и обслуживающими их транспортными предприятиями, понятно. Заключив договор, товарищества обязались бы оплатить услуги. Для чего, вероятно, пришлось бы собирать дополнительные взносы с тех же садоводов. Однако почему городские власти, решая проблему садоводов, забывают об их законных правах на льготы?

В городской администрации к протесту прокуратуры отнеслись с должным вниманием и уважением, однако считают его неправильным, а потому просят отклонить, о чем в прокуратуру города направлено официальное письмо. Заместитель начальника городского управления по транспорту Наталья Черных считает, что если протест не снимут, то придется отменять сами садовые маршруты, так как по-иному их организовать просто невозможно.

- Администрация города выступает буфером между "Челябинскгортрансом" и садовыми товариществами, взяв на себя роль заказчика в организации садовых перевозок, - рассказывает Наталья Анатольевна.

- Так что формально никакие законы мы не нарушаем. Проблема в том, что наше транспортное законодательство содержит много противоречий. Транспортный устав принимался в 80-х годах, законы о льготах - в 90-х, разве все предусмотришь? Мы ориентируемся на областные законы: существует постановление губернатора, в котором садовые перевозки считаются специальными сезонными. Городская Дума отнесла их к дополнительным услугам, предоставляемым горожанам транспортными предприятиями. Пока не будет решен вопрос о компенсации транспортных льгот из вышестоящих бюджетов, возможен только этот компромиссный вариант.

Протест прокуратуры создает патовую ситуацию: товарищества не смогут заключить договоры с "Челябгортрансом", чтобы маршруты считались специальными, а "Челябгортранс" откажется возить садоводов на льготных условиях, так как понесет колоссальные убытки.

Так-то оно так. Но правильно ли, что стариков, имеющих право на льготы, вынуждают платить за проезд наравне с остальными пассажирами? Можно ли оправдать этот факт соображениями экономической целесообразности?

Прокуратура настроена решительно и намерена направить в адрес городских властей новый протест. Если она добьется восстановления льготного проезда на садовых маршрутах, неминуемо возникнет вопрос: а как быть с остальными?

Насколько законно разъезжают по городу автобусы коммерческих рейсов? Ведь они также подчиняются Транспортному уставу и правилам пассажирских перевозок Российской Федерации.

С одной стороны, автобусы коммерческих маршрутов доставляют до места с комфортом и значительно быстрее общегородских тихоходов, за что со всех пассажиров без разбору и взимается плата. С другой - путь компромиссов, по которому идут городские власти, скользок и опасен. Где гарантии, что ради покрытия своих убытков (от предоставления льготного проезда) транспортники не переведут на коммерческие рельсы две третьих городского транспортного парка, поставив льготников перед выбором: или плати, или часами торчи на остановке. Вероятно, конфликт разрешит закон об адресной поддержке граждан, имеющих право на льготы. Однако когда его примут, неизвестно.

Михаил ПИНКУС

Платить или не платить?

До разрешения юридического конфликта между прокуратурой и муниципалитетом Челябинска оплачивать проезд в автобусах "садовых" маршрутов придется по-прежнему. Cколько времени понадобится двум государственным учреждениям, чтобы расставить в этой истории точки на i? Вероятно, немало. Десять дней, данные прокуратурой специалистам администрации на изучение протеста, истекают сегодня. За это время (как уже было сказано выше) муниципалитет подготовил официальный ответ за подписью заместителя главы города В. Алейникова. Теперь его со всем вниманием изучат в прокуратуре, после чего направят в городскую администрацию новый протест - срок его рассмотрения те же десять дней: Не исключено, что пока между учреждениями идет официальная переписка, закончится садово-огородный сезон, и проблема отпадет сама собой. Однако мы предпочитаем надеяться на лучшее.