06-08-03
Уже с сентября отрасль перейдет к работе в новых условиях. Основная часть МПС станет ОАО. В дальнейшем из открытого акционерного общества "Российские железные дороги" должны быть выделены компании, специализирующиеся на пригородных и грузовых перевозках.
Как строятся отношения областных властей и ЮУЖД в переходный период, рассказал куратор отрасли в областном правительстве первый вице-губернатор Владимир Дятлов:
- Подписано соглашение, которое определяет принципы взаимодействия области и ЮУЖД на этапе реструктуризации отрасли. В нем оговорено, как будет идти передача с баланса дороги объектов социального и культурного назначения, как железнодорожники будут гасить накопленные ранее долги перед бюджетами и рассчитываться по своим текущим налоговым обязательствам. В ходе ближайшего визита в область министра путей сообщения Фадеева мы хотим продемонстрировать ему возможности наших предприятий как потенциальных поставщиков продукции для нужд отрасли - комплектующих для подвижного состава, продукции металлургических и машиностроительных предприятий, продуктах питания. Свою задачу как представителя власти я вижу в том, чтобы помочь железнодорожникам не растерять в процессе реструктуризации все хорошее, что мы имеем сейчас. И прежде всего сохранить количество рабочих мест в подразделениях дороги вне зависимости от того, останутся они в структуре МПС или перейдут в систему "Российских железных дорог" или их дочерние структуры.
- Как будет проходить реструктуризация отрасли в Челябинской области?
- Главная идея реструктуризации заключается в разделении функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности между МПС и ОАО "Российские железные дороги", филиалом которого должна стать Южно-Уральская дорога. В ведение государства отойдут тарифы и функции управления дорогами. РЖД на первом этапе также останется государственной структурой, эксплуатирующей пути и часть подвижного состава.
Реформа отрасли предполагает развитие конкуренции на рынке железнодорожных перевозок как грузовых, так и пассажирских. Негосударственный сектор составят независимые перевозчики, транспортные и транспортно-экспедиционные компании, в том числе специализирующиеся на пригородных пассажирских перевозках.
Такие компании уже есть. С участием правительства области создана и скоро должна начать работу транспортно-экспедиционная компания, которая займется грузовыми перевозками в интересах крупнейших промышленных производителей области. Среди них Уфалейникель, ЗМК и Челябинскуголь, подключаются к этой работе ЧЭМК и цинковый завод. По сути своей это частная компания: области в уставном капитале принадлежит только 10 процентов акций. У ММК есть две независимые от МПС транспортные железнодорожные компании.
В рамках реструктуризации отрасли и ЮУЖД мы работаем над созданием компании по пригородным перевозкам. Ее учредителями выступят область, город и ЮУЖД. Говорить о доли государства в новом предприятии пока преждевременно: бизнес-план только пишется.
- В обществе, к сожалению, распространено мнение о том, что все реформы в экономике у нас сводятся к повышению цен и тарифов, а реальные проблемы остаются неразрешенными.
- Для нас принципиально важно, чтобы в результате реструктуризации не пострадали интересы простых людей, прежде всего малообеспеченных слоев. Уверен, этого не произойдет. Дело в том, что влияние регионов на процесс формирования тарифа на железнодорожные перевозки усиливается. Обязательства по оплате проезда на железнодорожном транспорте льготников перекладываются на плечи региональных бюджетов. В значительной степени от нас будет зависеть, кому и сколько придется платить за услуги железнодорожного транспорта.
- А разве сегодня область не влияет на процесс формирования железнодорожных тарифов?
- Пытается влиять. Но наши усилия оказываются не всегда успешными в силу сильной централизации железнодорожного ведомства. Но в рамках акционерного общества, созданного при участии области, города и дороги, мы сможем совместно решать, как сократить непроизводственные расходы, сколько нам необходимо контролеров, чтобы "зайцы" не чувствовали себя вольготно в электричках. У такой компании будет больше стимулов заниматься рекламной деятельностью, другими смежными видами бизнеса, доходы от которого и позволят компенсировать существующую сегодня разницу между себестоимостью проезда на пригородном железнодорожном транспорте и действующими тарифами. В итоге это позволит, сохранив приемлемые цены на билеты, сделать пригородный транспорт безубыточным и сократить до нуля дотации из бюджета.
Артемий ВОЛКОВ