06-09-97
На Филиппа я "вышла" благодаря одному своему приятелю. Совершенно случайно выяснилось, что финансовый директор Челябинской сотовой связи - 44-летний житель США, что, впрочем, давно уже не нонсенс для нашего в прошлом "закрытого" города, ибо местные бизнесмены охотно прибегают к международному опыту.
Фил предпочел снять квартиру и жить, "как все", мирясь с проблемами нашего неприхотливого быта. Но и такие факты перестали вызывать удивление. Меня к этому человеку привлек другой интерес: почему он вообще покинул родной дом и перебрался (пусть и не навсегда) в чужие края? Какие причины? Материальная выгода? Охота к перемене мест? Любознательность?
- И да, и да, и да, - ответил мне мой новый знакомый. - Меня не очень пугают всякие бытовые сложности. Говорят, что человек ко всему привыкает. Вот и я за четыре года пребывания в России свыкся с мыслью, что лето - это сезон, когда в домах отключают горячую воду. Если серьезно, не могу сказать, что мне это нравится. Но это мелочи по сравнению с тем преимуществом, которое я здесь совершенно неожиданно для себя открыл - люди. Россияне - удивительный народ. Несмотря на суровость жизни, они сумели сохранить душевную теплоту. По-моему, нигде так весело не встречают Новый год, как у вас, хотя я немало путешествовал по этой планете. Да, зарплату я получаю здесь, в России, но не сказал бы, что это самое главное. Когда езжу в Америку навестить родственников, тороплюсь вернуться сюда: чего-то мне там не хватает. Есть поговорка: неважно, где жить, важно, с кем. Одна моя знакомая американка, тоже "заболевшая" вашей страной, сказала, что Россия, как наркотик: попробуешь - и бросить уже не можешь. Я с ней согласен.
- Ты сказал, Фил, что немало повидал мир. Как бизнесмен, турист или непоседа?
- Снова отвечу: и да, и да, и да. Похвастаюсь: никто из моих друзей и родственников не путешествовал столько. Все началось с того, что в 17 лет, заканчивая школу в Индианаполисе, я выиграл приз: двухлетнюю учебу во Франции. Это моя первая заграница. Париж, Шербург... А потом вернулся домой: меня призвали в армию. Три месяца "учебки" - и приказ: "Поедешь во Вьетнам". Тоже заграница. Но это было в 1972 году. Война... "Надо защищать Родину", - сказали мне. Родину? Во Вьетнаме? Я не мог этого понять, но и не подчиниться не мог, тем более, что мой отец был участником Второй мировой. Не все призывники соглашались ехать во Вьетнам, многие молодые люди избежали этой участи. Правда, ради этого им пришлось навсегда покинуть Америку. Думаю, их немало сейчас живет в разных точках мира.
Только позже я понял, что это была "не наша" война. Мое вьетнамское "путешествие" длилось год. Может, и не так много, но впечатлений хватило.
- А потом?
- Потом можно было возвращаться к обычной гражданской жизни. А это сложно после такого тяжелого психологического слома. Понял, что не сразу хочу ехать домой. Остался в армии, меня командировали в Германию в качестве офицера. Пробыл там три года. Нормально жил и работал, вполне цивилизованно: имел квартиру в городе, автомобиль, на котором мог в выходные дни выезжать в любую европейскую страну как турист. В общем достаточно утолил свою жажду путешествий.
- Извини, Фил, если задену за живое: а во Вьетнам больше не тянуло?
- Не могу ответить однозначно. Это и горько, и сладко одновременно. Интересно было бы взглянуть на те места, но я, наверное, туда не поеду. Я просто не смогу отрешиться от таких навязчивых мыслей: а вдруг именно этот старик, случайный прохожий, убил моего друга? Понимаю, что это тоже была его служба, что это его страна, что мы там были зря. Но когда погибает кто-то из близких, с этим трудно смириться.
- Тяжелые воспоминания... С какой же страной связаны самые радостные впечатления?
- Больше всего из увиденного мне нравится Австралия. Райское место на Земле! Люди там добрые и деловые. Климат - мягкий, сказочный. Отправился я туда в ноябре и решил узнать о погоде. Позвонил бабушке моей жены. Моя супруга - русская, а ее бабуля живет в Австралии лет 50. Я ее спрашиваю: "Как погода?". "Паршивая, - отвечает, - дождь моросит и холодно - всего 20 градусов тепла"... Поскольку здесь в это время начиналась суровая зима, меня такая "холодная" погода устраивала.
В Австралии много русских колоний, и меня там очень хорошо приняли (я ведь, можно сказать, немного обрусел). Русский язык там сохранили даже те, кто, родившись уже за океаном, никогда не бывал в России. Это даже не язык сегодняшнего дня, он более правильный, литературный. А над моим русским сленгом они немножко смеялись, слыша из моих уст, например, такое: "Пойду звякну по телефону".
- Уезжая надолго за границу, скучаешь ли ты по дому?
- Когда меня так спрашивают, я понимаю что под "домом" подразумевают Америку. Да, в принципе скучаю. Я люблю свою страну, я там родился. Хотя мне не всегда нравится, как она себя "ведет". Много преимуществ, но и много проблем. Пожалуй, это тема отдельного разговора. Есть хорошая поговорка: "Дом там, гда твое сердце". А сердце находится, где любовь.
- Романтично... Это по-нашему, по-русски! Есть у нас еще одно, свойственное, пожалуй, только нам чувство - ностальгия. Поэтому и спросила, не скучаешь ли по родине. Раньше у нас считалось, что если человек уехал на Запад, он отщепенец, чуть ли не предатель. Жители других стран в большей мере космополиты. Передвижение по миру считается нормальным явлением, не наносящим никакого ущерба чувству патриотизма. Правда, и у нас эти стереотипы, наконец, сломаны. Человек - дитя мира...
- Я бы даже сказал - дитя Вселенной. А это больше, чем мир. Действительно, границы, которые много лет мешали нашему общению, разрушены. А они были довольно ощутимы. Американская пропаганда буквально "пугала" Россией. Маленький примерчик: в Америке говорили, что все русские женщины выглядят, как танки. И показывали спортсменок: метателей дисков, лыжниц. А потом я приехал в Москву и увидел, каковы на самом деле русские женщины. Нигде в мире нет такой красоты!
- Скажи, пожалуйста, чем отличается человек путешествующий от домоседа? Появляется ли в нем что-то новое?
- Конечно. Нет лучше образования, чем личное познание мира. Утверждаю это как человек, закончивший три университета. Можно вечно сидеть на занятиях, перечитать тысячу книг, но... Лучше один раз увидеть!
Помню свое первое заграничное впечатление: с удивлением обнаружил, что французы сильно отличаются от американцев. Другой образ жизни, другие традиции. И при этом они счастливы, несмотря на то, что живут "не по-нашему". Вот каким я был наивным. И это стало настоящим уроком для меня. Такие вещи дают возможность задуматься: кто я, откуда, кем являюсь в этой жизни. Чем чаще ты это делаешь, тем лучше узнаешь самого себя...
С гостем "Чемодана" знакомилась
Лидия САДЧИКОВА.
Фото Константина ШЕВЧИКА.
г. Челябинск.