06-10-00


"Барахолка" в Интернете

Южноуральцы начинают осваивать торговлю XXI века

Визитной карточкой России конца 80-х - начала 90-х годов стали неуютные вещевые барахолки, скудные гастрономы и серые промтоварные магазины. "Мышиный" налет с отечественной торговли частично сняли аппетитные зеркальные супермаркеты и современные салоны. Однако сегодня прогрессивные российские коммерсанты продвинулись настолько, что начинают осваивать виртуальное пространство.

Торговые операции через Интернет в мире ведут с 1995 года. Без преувеличения можно сказать, что две трети коммерческих операций на земном шаре совершаются виртуально. Наша страна только осваивает этот рынок. И россиянам, имеющим выход в Интернет, доступно уже более 3,5 миллиона виртуальных магазинов.

Многие челябинцы знакомятся с торговым разделом "мировой паутины" через проект Jpsumconcept (в переводе с латинского - "быть в согласии"). Он реализуется в 400 российских городах. В 2000 году его клиентами стали тысячи челябинцев. Они открыли, что торговля через Интернет - это далеко не "Телемагазин на диване". В виртуальных версиях купли-продажи отсутствуют армия дистрибьютеров и немалые накрутки на товар.

В основном через виртуальные магазины реализуются книги, аудио- и видеокассеты, информационные блоки программного обеспечения, компьютеры, косметика, одежда, лекарства, образовательные, аудиторские и бухгалтерские программы - всего 2900 групп наименований товаров.

Как войти в виртуальную торговую точку?

Принцип работы любого электронного магазина прост: пользователь регистрируется, получает собственный пароль-идентификатор и может делать любые покупки. Немаловажно то, что покупать вещи в Интернете легко и приятно: не выходя из офиса или дома, по цене, которая неуклонно снижается с течением времени, и с гарантированным результатом. Особенно хорошо москвичам. В длинном списке услуг любого сетевого магазина есть доставка. Обычно уже через три часа в дверь клиента стучится курьер с заказанным товаром. А заказать в Интернете можно что угодно: от нужной программы для компьютера до пачки сигарет. Один из авторов этого материала, к примеру, является клиентом магазина ozon.ru, в котором можно найти любую книгу, видеокассету или лазерный диск. При покупке приходится выбирать способ доставки, способ оплаты и, разумеется, указывать свой почтовый адрес. В итоге стоимость товара даже с учетом оплаты почтовых услуг (обычно выбирается наложенный платеж) оказывается не выше, чем на книжных "развалах" или "видеолотках". Пересылается, правда, книжка почти месяц, но ozon.ru здесь ни при чем.

Помимо магазинов, предлагающих видео, аудио, компьютерный софт или подарки, в Интернете есть настоящие супермаркеты. На вершине сетевого рейтинга Rambler Top 100 стоят megashop.ru и XXL.ru. В прейскуранте этих виртуальных гигантов присутствуют десятки тысяч наименований различных продуктов и товаров. Разумеется, вкусить всю сладость сервисных услуг могут только жители столицы, провинциалы тоже могут сделать покупку, но ждать ее придется дольше. Что поделать, слово Интернет для многих россиян пока остается синонимом недоступного. В тех же Штатах домохозяйка в городке с десятитысячным населением может, не выходя из дома, приготовить виртуальную пиццу, которую доставят за время, которое она потратила бы на кухонную суету. А у нас: Состояние челябинского рынка электронной коммерции, по сравнению даже не с Америкой, а Москвой, просто дремучее. На официальном сайте Челябинска 74.ru имеются ссылки на сетевые магазины, но их у нас, судя по материалам 74.ru, всего-то два. Расположены они по адресам shop.chelyabinsk.ru/gefest и breget.chelyabinsk.ru. Первый предлагает канцелярские товары, а второй - сувенирную продукцию. Многие считают: бог с ними, с виртуальными магазинами, нам бы без Интернета как-нибудь прокормиться. Но как бы то ни было, торговля в сети - дело выгодное. Причем в первую очередь, не для продавца, а для покупателя. Во-первых, в магазинах "рунета" (так называют российские сайты в Интернете) есть ВСЕ. Во-вторых, цены на те же книги со временем падают так, что кажется, что наступил коммунизм. А в-третьих, это цивилизованно, черт возьми!

Как избежать обманных торговых схем при поиске товара в Интернете?

n Реализатор должен представить клиенту товар с подробным и точным описанием всех его параметров.

n Клиенту желательно получить информацию: с какими банками и финансовыми структурами работает заинтересовавший производитель, кто возглавляет предприятие.

n Необходимо вооружиться мнением людей, которые пользовались услугами компании, выставившей на продажу свой товар, и обязательно поинтересоваться, успешно ли он продвигается.

Защищены ли права посетителя интернет-магазина?

Торговля она и в Интернете торговля. Особо наивных и доверчивых здесь не любят. А общечеловеческая мудрость, гласящая о том, что не обманешь - не продашь, увы, в равной степени характеризует нравы, царящие за прилавками мини-рынков и во всемирной компьютерной сети. Как в этой ситуации посетителю интернет-магазина защитить свои права?

- Никаких проблем, - ответили корреспонденту "Челябинского рабочего" в Челябинском городском обществе защиты прав потребителей. - Поскольку этот вид торговли вполне укладывается в определение торговли по образцам или по каталогам и регулируется соответствующим положением федерального закона о защите прав потребителя.

По мнению председателя городского общества защиты прав потребителей Владислава Сироты, наиболее распространенная в Сети форма расчетов - через кредитную карточку - сама по себе является гарантом прав покупателя. Чек от обычного кассового аппарата вы, скорее всего, вы-бросите в корзину или потеряете. Банк же, клиентом которого являетесь, в случае возникновения претензий к качеству приобретенного в Сети товара в течение нескольких лет сможет подтвердить факт совершения вами конкретного расчета и, соответственно, покупки.

В. Сирота так и не смог припомнить ни одного случая обращения в общество защиты прав потребителей клиентов интернет-магазинов.

Мнения авторитетов

Влад Плетнев, системный администратор:

- Интернет-торговля должна базироваться на развитой региональной сети провайдеров и дилеров. Без конкуренции она, как и любая торговля, мертва. А идея хорошая. Если бы еще нечистоплотных людей было поменьше. Открывают "липовый" интернет-магазин, получают деньги и растворяются. Непрофессионалу, обычному пользователю ПК проследить за ними сложно. Контролирующих структур, насколько мне известно, пока нет.

Андрей Шахматов, специалист по интернет-технологиям:

- Безусловно, за интернет-торговлей будущее. К примеру, объем продаж одного из крупных интернет-порталов "Yahoo!" (www.yahoo.com) составляет более 500 миллионов долларов в год. Аналогичные адреса появляются и у нас. Взять хотя бы "Апорт" (www.aport.ru). Это не просто поисковая система, но и гигантская торговая площадка. Однако на пути интернет-торговли еще немало препятствий. В США электронная подпись под заключенной через Интернет сделкой имеет такую же юридическую силу, как и на бумаге с печатью. Там существует гигантское количество криптосистем. Чтобы "подделать" подпись, необходимо воспользоваться вашим индивидуальным "ключом". В России подобные технологии уже существуют, однако правовой базы еще нет.

Материалы подготовили: Татьяна ИЗОТОВА, Сергей КУКЛЕВ, Сергей БЛИНОВСКИХ, Михаил ПИНКУС