06-10-98


Зачем мы содержим чиновников?

На этот вопрос ищут ответ налогоплательщики

Многочисленные рассуждения о "правовом нигилизме", юридической неграмотности населения и должностных лиц за прошедшие годы строительства "правового государства" заметного успеха не принесли. Попробуем посмотреть на проблему очень просто, по-житейски. Невозможно каждому гражданину иметь достаточную подготовку для защиты своих прав и интересов, да это и не нужно. Невозможно все вопросы этой сферы решать в наших загруженных сверх меры судах, и этого можно избежать. Ведь налогоплательщики содержат огромную армию чиновников, государственных и муниципальных служащих, прямо обязанных защищать права и законные интересы граждан. Как же они, специально подготовленные профессионалы, отрабатывают свое содержание?

Вот конкретный пример. При приватизации Челябинского металлургического комбината в уставный капитал его правопреемника ОАО "Мечел" оказалось включенным общежитие для "молодых", расположенное во втором подъезде дома N 50 на улице Дегтярева в Челябинске (как, кстати, и все остальные общежития "Мечела"). Между тем Закон "О приватизации жилищного фонда" от 4 июля 1991 года уже тогда ясно определял, что находящийся в полном хозяйственном ведении переходящего в иную форму собственности предприятия жилой фонд передается в полное хозяйственное ведение его правопреемника или органа местного самоуправления.

Поскольку "хапнули" изрядный куш чужого имущества не физические лица, а акционеры, объединенные в ОАО "Мечел", уголовно наказуемого хищения нет, но налицо факт: имущества у государства поубавилось.

Может быть, регистрировавшие, контролировавшие эту "прихватизацию" чиновники законов не знали? За что тогда они получают от нас, налогоплательщиков, денежное содержание и прилагающиеся к нему иные блага? Фамилии всех этих "охранителей" и "защитников" наших прав имеются на подписанных ими документах, в перечнях служебных обязанностей различных органов власти и управления. Так, может быть, потому уже кто-то претерпел хоть малейшие лишения за свою персональную бездеятельность? Кого-то ударили по карману за невыполнение порученной работы? Вряд ли. До сих пор акционеры ОАО "Мечел" имеют в уставном фонде "прихваченное".

Сколько еще времени надо чиновникам, искренне, наверное, считающим себя добросовестными работниками, чтобы скромно выполнить свои обязанности и обеспечить изъятие жилого фонда из собственности ОАО? Вот ведь даже прокурор Металлургического района в ответе на запрос по данной проблеме сообщает, что проверкой установлена необоснованность включения общежитий ЧМК в уставный капитал ОАО "Мечел", а какие меры приняты по пресечению беззакония - неизвестно.

Между тем оно очень жестко бьет по правам и интересам конкретных граждан.

В 1958 году в доме N 50 на улице Дегтярева создано женское общежитие. Постановлением органа исполнительной власти Металлургического района в 1991 году второму подъезду этого общежития ЧМК присвоен статус "общежитие для молодых".

Согласно примерному положению об общежитиях, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР N 328 и отредактированному постановлением Правительства РФ от 23 июля 1993 года N 726, общежитиями являются только жилые помещения, обладающие определенными признаками. Они отсутствуют у жилых помещений второго подъезда вышеназванного дома N 50 на улице Дегтярева. Но раз так, нужно лишить это жилье его фиктивного, общежитского статуса. Интересы ОАО не восстанавливать истину очевидны. Но есть ведь орган местного самоуправления. Коль скоро зарегистрированное общежитием жилье таковым не является - отмени собственное постановление и обеспечь жильцов соответствующими ордерами. Но муниципальные чиновники за прошедшие семь с лишним лет так и не разобрались с признаками общежитий. Понадеялись жильцы на прокуратуру, но все в том же ответе на запрос жильца злосчастного общежития прокурор района сообщает, что (орфография сохраняется): "Согласно штатного расписания ЖЭКа ОАО "Мечел" в общежитии по ул. Дегтярева, д. 50 имеется завхоз, уборщик общественных помещений и швейцары. Вахта общежития располагается в первом подъезде. Жильцы общежития по желанию обеспечиваются постельным бельем и другим инвентарем. Так же в общежитии имеются правила внутреннего распорядка..."

Господину прокурору ничего не стоило заставить подчиненных выяснить, что все им упомянутое присуще "женскому общежитию" на улице Дегтярева, 50, а в "общежитии для молодых" по тому же адресу ничего такого нет и не было. А выяснив, настоять на исполнении действующего законодательства. Но раз этого не происходит, жильцы злосчастного подъезда вынуждены загружать суд множеством персональных исков. Иного выхода у них просто нет.

...Хотя этот вопрос и важен для конкретных лиц, он, увы, не частный. Несть числа подобным примерам. И пока не будет разработан и введен в действие механизм персональной ответственности каждого чиновника, депутата и прочих содержащихся налогоплательщиками лиц за вред, причиненный их действиями или бездеятельностью, победы в привычной борьбе "за светлое будущее" нам не видать.

В. БУЛАТОВ,

рабочий ОАО "Мечел".