06-12-06


Медаль за баян

Всю жизнь Александр Толмачев посвятил пропаганде любимого народного инструмента

Александр Толмачев - безусловный авторитет для своих коллег-баянистов, по его музыкальным сборникам делают первые шаги ученики школ и совершенствуются студенты консерваторий. При этом к почетным званиям и наградам он всегда был равнодушен. Получить их мог, будучи директором госансамбля "Россия", но цели такой никогда не ставил, считая, что важнее всех регалий Имя человека. Правда, к полученной недавно медали "Наше наследие" имени Георгия Свиридова отношение у Толмачева особое. Может, потому, что вручается эта награда в Храме Христа Спасителя за подвижничество в разных сферах деятельности. Наш земляк получил Свиридовскую медаль за пропаганду русского баяна и баянного искусства.

Ныне Александр Толмачев - столичный житель, а родился в Копейске, вырос в Коркино. Малую родину не забывает. В его последний приезд мы и побеседовали.

- Александр Иванович, как получилось, что парень из шахтерского поселка стал профессиональным баянистом?

- В годы моего детства и юности баян был настолько популярен, что о другом и не думал. Музыкальные кружки при поселковых клубах, где я постигал нотную грамоту, были просто битком набиты мальчишками, желающими играть на баяне. Иметь инструмент в те годы было большой роскошью. Мой отец Иван Сафронович, работавший главным механиком на 30-й шахте, купил баян моему старшему брату Борису. Когда тот ушел в армию, мне досталось шикарное "наследство". На всю школу N 5, где я учился, было всего два баяна - у меня и моего друга Толи Коломайко, с которым потом играли дуэтом на школьных олимпиадах.

- Это и предопределило вашу дальнейшую судьбу?

- Кроме того, повезло с педагогами. Например, у баяниста Александра Кузьмича Юшина до меня занимался будущий солист Большого театра Александр Ведерников. В Челябинском музыкальном училище я попал в класс основоположника южноуральской академической баянной школы Василия Федоровича Крылова.

К поступлению в училище я готовился усиленно. В нашем поселке Роза не было тогда музыкальной школы. Чтобы не мешать дома родным, репетировал по ночам во Дворце культуры имени Жданова. Спать ложился прямо в классе на рассвете. Заниматься мне предоставлял возможность и всегда давал хороший тульский баян другой мой учитель - Демьян Назарович Бахмут. В этом году я приехал на Розу и с сожалением увидел, что этот дворец культуры послевоенной постройки сломали, камня на камне не оставили. Зато жив и, слава Богу, здоров Демьян Назарович, родившийся еще до революции, ему 91 год. Даже выпили с ним за встречу.

- Вы много поездили по миру, скажите, где еще, кроме России, играют на баяне?

- Сейчас в Китае все поголовно увлеклись баяном. Его любят в Австралии, где живет много наших эмигрантов. Немцы, итальянцы, французы, англичане, поляки, русские считают аккордеон и баян своими национальными инструментами. И все правы. Однако лучшей в мире баянной державой всегда была Россия. Победители почти всех международных конкурсов - наши соотечественники.

- Александр Иванович, профессионалу нужен хороший баян, а сколько он стоит?

- Баян экстра-класса - от десяти тысяч долларов и выше. Кстати, наши баянные мастера всегда считались лучшими в мире. Сейчас есть инструменты совместного производства: корпус и механику делают итальянцы, а планки - душу баяна - все равно доверяют только русским. Словом, получается: их корпуса, наши "голоса".

- Чем вам запомнились годы работы с ансамблем "Россия"?

- Около десяти лет я был директором ансамбля "Россия", а главным дирижером - Виктор Гридин. Сейчас с коллегами вспоминаем - это были золотые годы коллектива. Много записей, гастролей. Хорошо земной шар покрутили! Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, Германия, Япония. И всюду полные залы. Кстати, "Россия" была единственным большим ансамблем, побывавшим в Афганистане во время боевых действий в 1983 году.

- Расскажите о всенародной любимице - Людмиле Георгиевне Зыкиной.

- Она очень гармоничный человек, со щедрой душой. Сам не раз отвозил в наградной отдел Совмина заявления, где она просила очередную премию перечислить в детский дом или в какой-либо фонд. У нас в те годы был подшефный детский дом имени Александра Матросова в Ульяновской области. Дарили ребятам костюмы, музыкальные инструменты, занимались с ними музыкой. Зыкина не афишировала благотворительность, как это делают сейчас некоторые "звезды".

Супругом Людмилы Георгиевны был баянист Виктор Федорович Гридин. Я восхищался этой парой и в быту, и на сцене. К сожалению, девять лет назад Виктор Гридин ушел из жизни. Однако многое из того, что он виртуозно исполнял на сцене, до сих пор не могут повторить другие баянисты.

- Александр Иванович, увидели свет 19 ваших компакт-дисков с записями баянной музыки, на 12 из них "полное собрание" наших земляков - Уральского трио баянистов. Что последует за ними?

- Серию продолжат диски "Баян моей России" и "Надежда России", где будут представлены молодые исполнители, лауреаты международных конкурсов. Всегда верил, что баян не уйдет со сцены, а вместе с возрождением лучших национальных традиций станет еще популярнее. Интерес к классической музыке по-прежнему высок.

В этот свой приезд в Челябинск с радостью узнал, что в академии культуры и искусства проходят баянные и аккордеонные вечера. В рамках этого проекта свое мастерство показывают музыкальные "внуки" и даже "правнуки" известных баянистов Василия Федоровича Крылова и Константина Сергеевича Петрова. Спасибо ректору ЧГАКИ Владимиру Рушанину. Молодая смена подрастает, а значит, баян никогда не уйдет из души русского народа.

Беседовала Марина МОРОЗОВА