07-03-2000


Под звон китайского колокольчика

По мнению Галины Сачко, в предстоящем тысячелетии на Земле наступит матриархат

Елена ФРАНЦЕВА

Челябинск

Галина Владимировна Сачко -счастливый человек. Она занимается делом, которое ее увлекает, в котором сегодня реализуются ее жизненный опыт, преподавательский и организационный талант. Ее, я бы сказала, женская натура. Достаточно побывать в рабочем кабинете декана факультета Евразии и Востока ЧелГУ, чтобы убедиться в этом.

Переступаешь порог под звон китайского колокольчика и, конечно же, поражаешься необычному восточному столику в паре со стульями, часам, которые вместо мелодии откликаются песней муэдзина. В ходе беседы выясняется, что часы арабские, а вот искусственный бонсай - крошечное японское деревце - творение рук Галины Владимировны. Она сама разыскала и какие-то совершенно уникальные обои с восточным мотивом.

Слушая увлеченный рассказ хозяйки кабинета о ее факультете, нельзя не удивиться: как много сделано за менее чем два года. Одна кафедра восточных языков чего стоит - арабский, турецкий, казахский, китайский, а с этого семестра еще и японский языки имеют возможность изучать студенты. Говорят, японистов, кроме как на факультете Г. Сачко, нет больше во всей Урало-Сибирской зоне. Как тут не возгордиться.

Она и гордится. И этим, и тем, что удается создание на факультете коллектива-семьи. Это ее политика как декана.

- У нас авторитарный матриархат, - рассказывает, улыбаясь, Галина Владимировна. - Понятно, кто мать-начальница. Есть старшие братья - два заведующих кафедрами, есть нянька на факультете - это наш методист, младшие братья и сестры - молодые преподаватели, кураторы. И есть любимые дети - это студенты. Сегодня их на факультете 100.

Кроме учебного процесса все в одинаковой степени вовлечены в массу интересных мероприятий - будь это японский вечер или костюмированный новогодний бал. А где еще преподаватели пишут и играют для своих студентов спектакль.

С политикой - ясно. А идеология восточного факультета?

Она - в теории евразийства. Необходимое пояснение для тех, кто с ней не знаком. Для евразийцев Россия - это именно та цивилизация, которая синтезирует Восток и Запад на определенном месте развития, а именно: срединной части континента Евразия. Роль России в мире, по мнению евразийцев, являться мостиком между Европой и Азией.

:Галина Сачко и - Восток. Кто бы мог предсказать это в 1987-м, когда столь же увлеченно и деятельно она начала профессиональную карьеру партийного работника, публичного политика, как бы сказали сейчас. Тогда ее, доцента педагогического института, на только еще пробуемых обществом альтернативных выборах избрали секретарем по идеологии Центрального райкома КПСС Челябинска. Оглядываясь на те годы, без преувеличения можно говорить: она была одной из тех, кто искренне верил в обновление партии, а вместе с ней и страны, кто с энтузиазмом нес ей это обновление.

Спроси сегодня о Сачко у челябинцев, которые в ту пору были вовлечены в процесс демократизации, приветствовали гласность, горячо спорили на многочисленных митингах и собраниях о новом пути для СССР, для России. Наверняка вспомнят о партийном секретаре, которая отказалась от повышения зарплаты, поручив переводить назначенную прибавку на счет инвалидов-"афганцев". Помню, как ходили в среде активистов изустные рассказы о новом райкомовском идеологе, которая в буфете райкома потребовала, чтобы чай ей наливали тот же, что и остальным, а не отдельно заваренный. Которая в пору острейшего дефицита на подписные книги отказалась от положенной ей "по должности" книжной квоты. Ее тогдашняя бескомпромиссность, а главное, работающие на опережение, смелые по тем временам идеи о многопартийности в обществе, о добровольном отказе партии от закрепленных льгот и привилегий, наконец, реальная деятельность в соответствии со своими убеждениями обеспечили Г. Сачко немало недоброжелателей среди партийной номенклатуры. А не-ординарность поступков давала пищу слухам в обывательской среде. Зато рядовые партийцы Галину Владимировну поддерживали. В полной мере это проявилось, когда коммунисты района избрали ее в первом же туре из 23 кандидатов (голосование проводилось во всех первичных организациях) делегатом на 28-й съезд КПСС. На съезде ее выбрали членом ЦК.

Это было до предела каждой отдельной минуты спрессованное время. Особенно чувствуешь это, заглядывая в газетные подшивки тех лет. Кстати, секретарь Центрального райкома КПСС Г. Сачко была нередким гостем на страницах "Челябинского рабочего". Так что есть и архивные свидетельства, что отстаивала тогда Галина Владимировна то, что потом назовут "китайским вариантом". Суть его в том, чтобы, не ломая систему управления, наполнить ее новыми кадрами для решения новых задач. И плавно, эволюционно, вывести страну на новый качественно путь. Китаю это, как мы знаем теперь, удалось. Россия представившейся возможностью не воспользовалась. Она пошла другой дорогой. Среди тех, кто повел по нему россиян, Галины Сачко не было. Она сама себя вычеркнула из действующих политиков. Лично для нее начинался долгий, трудный период спада, пять лет "бытия в себе", как она это называет:

- Это было состояние погружения в себя, откуда я смотрела на все, что происходит, и, конечно, это меня возмущало. Увы, на примере нашей страны подтверждалась истина: революцию делают энтузиасты, а плодами ее пользуются негодяи. Я видела, какой грязной становятся политика и политики:

Помню, встретила как-то тогда Галину Владимировну в библиотеке. Она призналась: "Газет не читаю совсем". Это поразило.

Сегодня, когда период спада у нее позади, когда жизнь, что бы там ни говорили, оборачивается для нее новой победой, новым взлетом, она судит о своем партийном прошлом без боли свежей раны разочарования. Даже находит для этого, считая уместными их здесь, пафосные слова о благодарности своей судьбе.

- Крайне редко бывает, может быть, только в нашей стране это было несколько раз на протяжении столетия, такое состояние социального оптимизма, когда все общество живет надеждой. Не отдельные люди сами по себе, а именно все общество поднимается, раскрывается, воодушевляется. И я побыла прямо на гребне этой волны, вкусила всю сладость этого оптимизма и востребованности обществом. Это редкостный случай, далеко не каждому выпадает.

Когда привык жить на экстремальной планке сил, возможностей, интересов (опять ее определение!), возвращение как бы назад - к обычной преподавательской работе в институте было непростым. Резкая смена масштаба деятельности не могла не угнетать. Впрочем, решающей и тут была ее воля: ведь она сама себе заказала дорогу в политику. Хотя предложения на этот счет ей поступали, причем как с той, так и с другой стороны политических баррикад. Ее "бытие в себе" было небесполезным. Судьба вывела Сачко на другую стезю. Наверное, и это можно назвать одной из спланированных провидением ситуаций, которые, как ей сегодня кажется, ведут ее по жизни. Ну а как в это не поверить, если, например, так получилось, что приказ о назначении деканом нового факультета был издан: в день ее рождения.

У Галины Сачко грандиозные планы, связанные с факультетом, тем более, что ей большую поддержку оказывает ректорат. Она убеждена, что их выпускники-востоковеды будут профессионально содействовать налаживанию отношений России с восточными странами. А посредством этого наша страна сможет стать равноправной и в отношениях с Западом. На это нацелен весь обучающий процесс, подбор учебных дисциплин, в число которых входят и специально разработанные Сачко.

:По мнению Галины Владимировны, в предстоящее тысячелетие землянам грозит матриархат. Я удивилась такому ее прогнозу: вот уж трудно представить такое, глядя, как мужчины "выжимают" слабый пол с руководящих должностей и из органов представительной власти. У Сачко другие приметы: в той же России, например, в критической для нее ситуации более жизнеспособными оказываются именно женщины. Что ж, тут ей возразить трудно. Ведь и ее судьба, ее дело - как раз и есть пример такой жизнестойкости. n