07-03-03


Больше женщины!

Новый альбом челябинского фотохудожника Сергея Васильева подтверждает старую истину: любимого тела должно быть много

Он посвящен женщинам, формы которых порой шокируют. Красота их неповторима, тела изумляют... Автор говорит, что новая тема не пришла к нему, словно озарение, и вообще не была внезапной. Да, большую часть своей фотокарьеры он снимал стройных и длинноногих. Таков диктат общественного мнения. Запад давно культивирует такую "моду на женщин", хотя:

- Порой там и взглянуть-то не на что, - открывает свой истинный взгляд на худых женщин Сергей Григорьевич. - Но в современном визуальном искусстве ценятся фигуристые и высокие дамы, однако я не старался следовать этой тенденции. Никогда не пренебрегал и полненькими, снимал их и раньше, причем с удовольствием. Потому что у таких женщин, как говорится, "все при всем", все на месте. Самое красивое у слабой половины, я считаю, - их "округлости". Это с древних времен отражалось в произведениях искусства. Вспомните картины Рубенса, Кустодиева... Скульпторы редко ваяют худых женщин: им нужны формы. Так и в фотографии: если умело пользоваться светотенью, каждый фрагмент тела можно воспеть. Только надо видеть особым взглядом, а главное - прочувствовать.

Женщины: Детство автора прошло среди них. Вырос Сергей без отца - тот погиб на фронте. Старшего брата не стало после армии по несчастью. Почти до совершеннолетия Сергей безмятежно мылся в бане вместе с женщинами. До той поры, пока родственница из соседней деревни не пристыдила: мол, взрослый уже:

Летом вся деревня собиралась за огородами на пруду. Сергей организовал ребят сделать плотину, чтобы вода поднялась выше. И вот они с пацанами прятались в кустах, девчонок ждали. Понятия о трусах у деревенских девчонок в то время не было. Скидывали платье - и в воду. А мальчишки тут как тут. Одежду спрячут и на девчонок глазеют. Те ну шуметь, визжать: Вот из этих детских воспоминаний и родилось у Васильева трогательное, чистое отношение к прекрасному полу.

- Всегда приятно видеть красивую женщину, - не скрывает он своих впечатлений. - Особенный восторг вызывает красивое обнаженное женское тело. Я много снимал в этих ракурсах, но прежде акцента на полных женщинах не делал. А со временем понял, что им надо уделить больше внимания. Не специально, по ходу повседневной работы, стал чаще на них посматривать. Да, это правда, что толстые люди порой выглядят неуклюже, но и худые тоже бывают некрасивыми. Зато при определенном взгляде из любой толстухи можно картинку сделать!

Сергей Григорьевич так увлекся этой старой новой темой, что, можно сказать, стал своего рода адвокатом толстушек. Общество как бы отторгает их от себя. Подиумы, кастинги, дефиле не допускают девушек, стандарты которых на сантиметр больше магических цифр 90-60-90. Эталоном становятся худые. Однако, считает фотограф, плотные, пышные женщины - это образ России. Их можно встретить всюду: и среди артисток, и среди простых работниц, и среди предпринимательниц. А певицы голосистые! Пели бы они так, не будь у них столько тела? Монтсеррат Кабалье, Ирина Архипова, Людмила Зыкина: Зачем похудела Надежда Бабкина? Ведь при этом она потеряла свою индивидуальность и обаяние.

Итак, Васильев взялся реабилитировать красоту пышных телом женщин.

- Чаще всего они закомплексованы, - говорит он. - Их принижают мнением: ты полная - значит безобразная. Я хочу внушить обратное, чтобы они гордились своим телом, воспринимали его как достояние. Такими их Бог создал. И вообще каждый человек по-своему интересен и красив. Так что нечего стыдиться. Надо так себя "подавать", чтобы мужчины обращали внимание.

После общения с Васильевым многие расстаются с комплексами, перестают стесняться. Они, не боясь, обнажались перед фотокамерой. Одна деловая и очень строгая женщина решительно махнула рукой: "А-а. Чего там, фотографируй". Она взглянула на себя со стороны другим взглядом и поняла, что далеко не ущербная. А когда увидела фото, то и вовсе себе понравилась. Другая дама лет за сорок сначала решила сняться без одежды просто на память, для себя, сняться обнаженной. Посмотрела - и: захотела, чтобы снимок появился в альбоме. Даже одна женщина за шестьдесят лет, пенсионерка, согласилась позировать Васильеву неглиже. У нее длинная коса, она хотела свою красу показать в естественном, так сказать, виде. Вот такие волшебные преображения. Дамы доверяют мастеру, верят, что он не скомпрометирует их, не выставит в неприглядном свете.

Жена и верная помощница Сергея Григорьевича Лидия тоже не из худышек. Красивая, энергичная женщина, у которой как раз "все при всем". Поэтому он не теоретизирует, делая следующий вывод:

- По характеру полные дамы более добродушные, уютные, домашние, заботливые, трудолюбивые. Вот и возникла идея показать их такими, какие они есть. На работе, в бане, у скульптора, рядом с природой, на воде и даже под водой.

Так что новый альбом Васильева можно считать прорывом в фотоискусстве. Сам он видел только отдельные работы в западных изданиях, да еще альбом немецкой женщины-фотографа, в котором теме полных дам посвящено несколько серий. Тем не менее, тот альбом стал бестселлером, хотя фотографической ценности не представляет: в нем нет попытки раскрыть внутренний мир героинь. Этот пробел и решил восполнить Сергей Васильев. Его фотоальбом - это новый взгляд на женщин, если не на всех, то уж на российских - точно.

У альбома, который скоро выйдет из печати, пока нет точного названия. Возможно, это будет "Пышка". Есть варианты - "Душка" (по картине Кустодиева), "Плакучие березы" (это один из символов женского образа), "Девы", "Дива", "Русское чудо". В альбоме около 300 снимков, собранных по темам и разделам. Есть целые сериалы, когда одна и та же героиня запечатлена в различных ситуациях. Красиво получается! Цветных снимков больше, но хорошо смотрятся и черно-белые. Обнаженных натур и необнаженных - пятьдесят на пятьдесят. В альбоме встретится много знакомых и даже известных лиц - кинозвезда Наталья Крачковская, певица Надежда Кадышева, солистка оперного театра Галина Зайцева, актриса Челябинской драмы Марина Аничкова, Катя Притчина из театра "Манекен", наконец, не нуждающаяся в представлении Татьяна Ишукова.

Лидия САДЧИКОВА