07-03-98


Не трудно делать то, для чего родился

Махмуду Эсамбаеву 73 года, но он еще танцует

Его имя есть в Большой советской энциклопедии и других энциклопедических изданиях. Наград, званий, премий - не счесть. Давнее мировое признание.

Хоть одну легенду о нем знает каждый, кто интересуется хореографическим искусством. Некоторые истории его жизни кажутся неправдоподобными - настолько они необычны. Такую уж неповторимую судьбу и редкий талант дал ему Господь.

- Моим дедом был Эсам-бай, - рассказал мне отзывчивый и общительный Махмуд Алисултанович, предложивший, впрочем, не церемониться в обращении ("Я для всех - просто Махмуд"). - Фамилия наша вообще-то Ишхоевы. Когда мне было два года, отец бросил меня, голого, на горячего коня - такой и взрослым-то не подчинялся. Отец его уздечкой огрел, я за гриву схватился - и конь понесся. Люди кричат: "Что ты делаешь, Али-султан, ты же сына убьешь!" А отец отвечает: "Зато, если жив останется, джигитом будет". Конь бегал до испарины. Когда меня снимали, в руках пучок от гривы остался. Дед и говорит: "Настоящий джигит! Даю ему свою фамилию". С тех пор я единственный в роду Эсамбаев.

- Так вот откуда ваша выносливость и жизненные силы!

- В жизни силу дает вера. Для меня вера очень важна. В любой религии схожие постулаты: "Не убий, не укради..." Все мои танцы были ритуальными. Почему я достигал успеха? Потому что танцевал веру. Буддийскую, иудейскую, индийскую. Я танцевал христианский танец. И видел, как живущий в Америке русский старик вдруг вспомянет Родину, на глазах помолодеет, а потом стареет опять и сидит, как мертвый. Танец назывался "Ностальгия".

Я счастлив, что мог внушать людям добрые чувства. Не просто радовал танцами, но и вдохновлял. Знаете, как я дружил с вашей Магниткой! Я - почетный доменщик восьмой домны, почетный листопрокатчик пятого цеха, почетный люковой. У меня все спецовки хранятся. Бывало, объявлял начало смены, потом шел танцевать и успевал к закрытию. 25 лет назад эмалированная посуда ММК украшалась картинками из моих танцев.

- У Магнитки нынче большие проблемы. Не оттого ли, что вы давно у нас не были?

- Проблемы ваши знаю, они меня по-прежнему волнуют. На днях слышал по телевизору, что творится на ЧТЗ. Я почетный чэтэзист, у меня дома стоит трактор (пахать только негде), на котором так и написано: почетному чэтэзисту. Я помню директора Зайченко - хороший человек и специалист. И мне стало обидно за этот великий завод. Сейчас там вместо зарплаты дают вермишель, как мне рассказывали. А люди достойны лучшего. Здесь народ умеет и трудиться, и ценит искусство. Какие у вас славные театры, какие талантливые актеры! Я с ними крепко дружил, когда приезжал на гастроли, старался ходить на спектакли. Дружил с Евгением Тяжельниковым, который тогда был ректором пединститута, и все студенты голосовали за меня, когда меня выдвигали на Ленинскую премию. Мне ее тогда не дали и правильно сделали. Было рано. Сейчас бы дали, а тогда были люди намного лучше меня.

- В свое время и вы были депутатом.

- Целых 35 лет! Депутатом Верховного Совета СССР и РСФСР. Бессменно.

- Не свадебным, простите, генералом?

- Ну, нет! Я танцую в Америке, а меня в это время в СССР выдвигают депутатом. Почему? Потому что много делал для женщин и детей. По собственному желанию предпочел комиссию по охране материнства и детства. И продолжаю эту работу. Уже сам по себе, а не в нынешней безумной Думе. Не та компания. Я хоть и артист балета, но думаю головой, а Дума в большинстве своем - бездумная. Есть несколько человек, которых ценю, но в принципе ни один вопрос там нормально не решается. А я по прежнему чувствую себя гражданином СССР. К СНГ я не имею отношения. Что это такое? "С" - Украина, "Н" - Беларусь, а Россия - "Г"? Но, думаю, народ наш выберется из этого "Г".

- А ваша родина - Чечня?

- Да, я чеченец. Ну как мог этот президент допустить войну с чеченцами - разве это заграница?

- Я читала - вы личную трагедию пережили, сгорел дотла ваш дом.

- Все уничтожено! Миллиарды долларов стоила моя картинная галерея! Ценнейшие картины. Эрмитаж, Русский музей просили продать некоторые из них. Мы с женой никогда на это не соглашались. Моя жена (она армянка, человек тонкого вкуса, гораздо большего, чем у ее мужа) создавала наш дом. Все пропало. И мои сценические костюмы (им цены нет), и драгоценности. В том числе картины, которыми я не дорожил.

- Что вы имеете в виду?

- Расскажу. В 1958 году в Париже великая балерина Иза Дудинская говорит мне: "Махмудик, у нас на представлении Пикассо. Он в тебя влюбился и желает запечатлеть в испанском танце". Я говорю: "Где он, покажи". Смотрю через дырку в занавесе: в первом ряду сидит какой-то шибздик, а морда у него даже хуже моей. "Не буду я ему позировать", - заартачился я. А Иза давай уговаривать: "Махмудик, он же гений!"

Я в то время не понимал, что такое гений, я же неначитанный чеченец. И вообще меня из шестого класса выгнали - учился идеально плохо. Хотя сейчас академик трех академий. Меня избрали - я согласился.

Изобразил меня Пикассо на небольшом куске картона. Сделал акцент на талии. О моей талии весь мир писал. Дескать, с такой фигурой любая парижанка была бы принята в самый престижный дом моды. Тогда все лезли меня рисовать. Талия была 47 сантиметров и никогда - 48. Иначе пояс не застегнулся бы. Его испанцы сделали из конского хвоста - ни растянуться, ни сесть не мог...Пикассо нарисовал талию-спичку, плечи вот такие, как у битюга-штангиста, одна нога короче другой, а морда искаженная. Я говорю Изе: "Как только выйдем отсюда, картину сразу же порву". Она шепчет: "Ты что, это гений, только мазнет - уже гениально". Позже эту карину оценили в шесть с половиной миллионов долларов.

Короче, все у меня пропало из-за правительства российского, которому я всю жизнь деньги отдавал, танцуя на всех континентах. Слава Богу, с семьей все в порядке. Жена, дочь, внук. И сам дожил до 73 лет - возраст не шуточный. Немного танцую. Не собираюсь конкурировать с молодыми, однако еще не горблюсь, не хромаю, ровно выхожу и дотанцовываю до конца. Для меня честь - сотрудничать с "Русским балетом". Я себе разрешаю и в Москве танцевать с ними. А тем более рад приехать в Челябинск. Здесь у меня много друзей. У местных столько нет.

- Еще бы! Вас любят. Вы так давно танцуете.

- Вы скоро увидите по телевидению, как Москва отмечала 60-летие моей творческой деятельности. Лужков минут пятнадцать говорил о том, что я гений, что я великий. Да никакой я не гений. Я великий хороший сосед. Понимаете, что я хочу сказать? Добрее меня нет. Никогда не жалею отдать другим то, что имею. А танцую, как могу. Я, наверное, потому всюду имел успех, что танцевал "от головы", а не "от ног". Ногами-то все могут. Напои человека - он тебе так натанцует!

- Говорят, что человек, старея, забывает то, что с ним было вчера или месяц назад, но вдруг вспоминает далекое прошлое? Это так?

- Я помню все и всех, с кем встречался. Владимира Криворуцкого, бывшего балетмейстера вашего театра, помню еще мальчиком. Он так танцевал! Я тоже так хотел. Было это 45 лет назад.

- Вы разве не танцевали?

- Как он - нет. Потрясающе! Он был примером для меня. В Большом театре очень любил Сергея Кореня. Элегантно танцевал. А потом я всех обошел по званиям. Столько никто не имел в стране. Народный артист восьми республик, не считая СССР. И Героя соцтруда получил, когда еще танцевал, а не когда уже умер. Как в анекдоте: на одесском кладбище - шикарный памятник, а на нем надпись: "Сволочи, теперь вы верите, что я болел?"

Впрочем, мне некогда было оценивать правительственные награды. Танцевал, танцевал... На улицах всегда ждали толпы поклонников. Машину, в которой я находился, носили на руках. Я Богом обласкан и людьми. Плисецкая в своей книге написала, что хороших людей больше, чем плохих, а я знаю: хороших людей - миллионы. Их много, потому они незаметны. А плохие, как шило из мешка, выскакивают.

А танцевал, между прочим, как умел. Никогда не лез из шкуры. "Ах, какие у него руки..." Так это Бог мне их дал. Махал ими, как хотел, вертелся, как мог. Не трудно делать то, что родился делать. Это все так радостно. Я не вылезал из балетного класса по пять-шесть часов. Потому что получал удовольствие.

- А сейчас?

- Стараюсь не потерять фигуру. Чтоб самому противно не было на себя смотреть. Утром, прежде, чем встать, делаю лежа упражнения. Хочу сохранить силу ног. И чтобы пуза не было. Телосложения уже нету, есть теловычитание.

- Поверьте, вы не похожи на 73-летнего человека.

- А-а, мне уже безразлично, сколько мне лет.

- Что же для вас главное в жизни?

- Видеть моих родных и друзей живыми и здоровыми. Не так о себе, как об окружающих беспокоюсь. Мне чужая боль всегда передается. Хочу, чтоб люди были счастливы. Свое горе вам никогда не расскажу - живите с улыбкой. Моя жена говорит: "Махмуд, твоя доброта хуже воровства". Я отвечаю: "Нина, лучше быть добрым, чем вором"...

Беседу вела Лидия САДЧИКОВА.