07-06-2000


На пути к мировым стандартам перевозок

Именно такую задачу научно-технической политики и финансовой работы на железнодорожном транспорте определили участники конференции "Современные проблемы экономики и управления на железнодорожном транспорте", прошедшей в конце апреля в Институте экономики и финансов МИИТа.

На железных дорогах в последнее время значительно активизирована инновационная и инвестиционная деятельность в сфере телекоммуникаций и информатизации. Завершается строительство сети передачи данных и локальных вычислительных сетей, объединяющих более 3000 предприятий отрасли. Новая версия системы "Экспресс" включает в себя не только продажу билетов, но и управление пассажирскими перевозками. В 1999 году было введено в строй более 11 тысяч километров магистральных волоконно-оптических линий связи.

Уже прошли испытания новые отечественные электровозы ЭП200 мощностью 7200 кВт с конструкторской скоростью 140 км/час, предназначенные для скоростных участков железных дорог. На мытищинском заводе изготовлен образец рельсового автобуса, который предполагается использовать на малодеятельных пригородных неэлектрифицированных линиях.

Многое делается для реализации отраслевой программы ресурсосбережения. Ее главные направления: снижение расходов топлива и энергии на тягу поездов, экономия материальных ресурсов, импортозамещение и другие. В 2000 году ожидаемый эффект от этих мероприятий составит 1,4 млрд. рублей.

В ближайшее время должно быть завершено формирование единой расчетно-платежной системы МПС РФ. Будет создана система казначейства МПС РФ с сетью филиалов на железных дорогах. Базовым отраслевым банком стал Транскредитбанк (г. Москва), а всего в ассоциацию транспортных банков до недавнего времени входило около 30 кредитно-финансовых учреждений по всей стране. Ежегодный оборот денежных средств в отрасли превышает сейчас 100 млрд. рублей.

Одной из основных задач государственного регулирования на транспорте является установление научно обоснованных тарифов, отражающих реальные затраты отрасли и учитывающие потребности в перевозке грузов и пассажиров. В перспективе возможно введение тарифов, дифференцированных по направлениям перевозок.

Требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы, регулирующей взаимоотношения железных дорог с федеральной властью и субъектами Федерации по поводу взаиморасчетов и налогообложения, а также по содержанию социальной инфраструктуры. Необходимо также осуществлять жесткий контроль за ценообразованием, в первую очередь в топливно-энергетическом комплексе, существенно влияющем на уровень транспортных тарифов. Решение всех этих задач будет способствовать развитию железнодорожного транспорта и ускоренному росту экономики России.

А. СТРЕЛЬЦОВ,

к.э.н., доцент МИИТа.