07-06-05


Роды вместо смерти

Челябинский онкогинеколог Александр Жаров спасает больных, от которых отказываются столичные светила

Нина ЧИСТОСЕРДОВА

Челябинск

Наташа пришла в женскую консультацию с маленькой язвочкой. Такой пустяк врач и за болезнь-то не посчитала и направила юную пациентку на физиотерапию. Ей и в голову не могло прийти, что у 18-летней девушки рак вульвы. С этим заболеванием гинекологи сталкивались только у женщин в пожилом и старческом возрасте.

Греть любую опухоль категорически противопоказано - это знают не только медики. Физиопроцедуры стремительно подтолкнули онкологический процесс. Врачи Сургута, где живет Наташа, схватились за головы. Они ни разу не сталкивались с раком вульвы у столь юных больных. Девушку направили в Тюмень. Там онкологи развели руками: они могли предложить только лучевое лечение. А это по сути приговор, отсроченная смерть. В таких случаях выживает меньше 30 процентов больных.

Конечно, это кошмар для любой семьи. Сотниковы только что потеряли сына: трагически погиб старший брат Наташи. А теперь на их глазах угаснет единственная дочь, красавица, умница, студентка престижного института.

Родители не могли с этим смириться. Они заняли деньги и поехали сначала в Екатеринбург, потом в Москву, в знаменитый Центральный институт онкологии имени Герцена.

- Слишком поздно! - констатировали и там. - Третья стадия рака не лечится.

В отчаянии Наташу повезли в Санкт-Петербург, в другой ведущий институт России - Онкологический научный центр Блохина. Там в очереди случайно познакомились с женщиной из Прибалтики. Она рассказала Сотниковым потрясающую историю, как ее тоже отправили умирать, но профессор из Челябинска набирал группу таких безнадежных пациентов. Он лечил и оперировал ее по собственной методике. И вот уже пять лет она жива и практически здорова, приезжает лишь наблюдаться в онкоцентр.

За время своих страшных скитаний по больницам России каких только чудесных рассказов ни наслушались Сотниковы. Знахари, экстрасенсы, бабушки-травницы, тибетцы числятся у нас в удивительных исцелителях! Но эта история в точности совпадала с Наташиной и не походила на легенду. Родители решили проверить ее у ведущих онкологов страны, те неохотно подтвердили: да, есть такой онколог в провинции, оперирует именно таких больных первым в России по собственным методикам.

Так Сотниковы, наконец, узнали об Александре Владимировиче Жарове. Больше всего их поразила молодость 35-летнего профессора Челябинского областного онкодиспансера. Но он был их последней надеждой.

Наташа прилетела в Челябинск уже с огромной опухолью, мучительными болями. Она не могла заснуть без наркотиков. Очень много времени было потеряно. Но Александр Владимирович взялся за лечение девушки.

Уже после первого семидневного курса химиотерапии значительно уменьшилась опухоль, исчезли боли. Через месяц Наталья прошла еще один цикл химиотерапии. Впереди была огромная радикальная операция, после которой человек становится глубочайшим инвалидом.

Жарову хотелось не только спасти женщину, но и дать ей возможность забеременеть. При гинекологическом раке, да еще в III стадии, это считалось совершенно невероятным.

Александр Владимирович уже несколько месяцев наблюдал Наташу. Он видел, как хочет эта симпатичная девочка жить, любить, иметь ребенка, как изо всех сил борется за свое будущее.

Он оперировал ее очень бережно, щадяще, пересаживая лоскуты тканей с бедер. И очень радовался, как быстро все прижилось и восстанавливается без осложнений.

Когда на Всероссийской конференции гинекологов челябинские врачи показали снимки, сделанные до и после операции, зал дружно зааплодировал. Ничего подобного специалисты не могли представить.

Через месяц Наташе сделали щадящую лучевую терапию - тоже по особой методике, не облучая яичники и матку. А потом выписали домой.

Чуть больше года прошло после возвращения Наташи с того света. Она окончательно восстановилась после болезни, вновь вернулась в институт. Влюбилась. И вот в кабинете Жарова раздался звонок из Сургута.

- Александр Владимирович, у нас вот ведь какая оказия: Наташа забеременела, - объяснял ее взволнованный отец.

Врачи в Сургуте уговаривали ее сделать аборт, опасаясь генерализации - возвращения онкологии и распространения процесса по всему организму. Но юная женщина прекрасно понимала: другой беременности может больше просто не быть. Поэтому не хотела советоваться даже со своим спасителем. Как же она обрадовалась, узнав, что любимый доктор на ее стороне. Больше того, Александр Владимирович обратился к заведующей кафедрой акушерства и гинекологии Уральской академии дополнительного образования профессору Елене Брюхиной с просьбой проконсультировать его уникальную пациентку.

В декабре прошлого года Наташа прилетела рожать в Челябинск. Необычные роды вела Елена Владимировна. Александр Владимирович тоже приехал на операцию и волновался так, будто присутствовал при рождении собственного ребенка. Он и сегодня с гордостью говорит о своей крестнице:

- Родилась нормальная здоровая девочка весом 3100, рост - 51 см. Врачи поставили ей 8 баллов.

Добавим: впервые в мире родился ребенок у женщины, спасенной от рака вульвы III стадии.

Готовя будущую маму к операции кесарева сечения, врачи предложили ей сделать стерилизацию.

- Ни за что! - заявила Наталья. - Я хочу второго ребенка.

Ее малышка появилась на свет 23 декабря 2004 года. К Новому году они уже уехали домой в Сургут, где их с нетерпением ждали муж и бабушки с дедушками.

Сегодня Наташиной дочке почти полгода. Эта замечательная, любимая всеми девочка никогда не узнает, какая страшная тайна стояла за ее рождением.

Александр Жаров

начал первые подобные операции еще в 1997 году. Какой в них смысл, если больной после такого спасения обречен на жалкое существование? И молодой доктор впервые в России начал делать при таких вмешательствах одномоментную пластику. Эти громадные операции длились пять-шесть часов и требовали виртуозной работы. Но зато они были потрясающе эффективны!

К тому времени за плечами хирурга был уже немалый опыт. Интернатуру он проходил в онкодиспансере. А это значит, сразу после окончания мединститута в 1989 году попал в большую хирургию. Оперировать начал рано и многому успел научиться.

Александр Жаров сделал более 200 подобных операций, которые до сих пор называют уникальными. Такого большого материала по этой теме нет ни у кого в России. Челябинского онкохирурга специально приглашали в Москву, чтобы снять два учебных фильма о его методиках. Причем на операции в Московском онкодиспансере челябинцу ассистировали два ведущих специалиста России, которых знает весь мир, - Елена Новикова и главный онколог страны Валерий Чисов.

- Я бы дал ему докторскую только за то, как он оперирует, - сказал скупой на похвалу Валерий Иванович.

Но Жаров сам блестяще защитился в Москве в 2002 году.

С тех пор ему начали направлять из столицы обреченных пациентов.

- Мы набираем такую группу на "умирание", - рассказывает Александр Владимирович. - 70 процентов больных после нашего лечения уже живут пять-семь лет.

В огромном на 60 коек отделении онкогинекологии областного диспансера я видела, с каким обожанием смотрят пациентки на профессора Жарова, слышала множество восторженных слов в его адрес. Да и сам доктор так бережно, ласково говорит со своими больными, что совсем несвойственно хирургам. И все-таки спросила Александра Владимировича, зачем он выбрал такую специализацию.

- Онкогинекология не входит даже в десятку основных заболеваний, а смертность от нее - на втором месте. Вот я и занялся редкой малоизученной патологией с самой неблагоприятной локализацией и множеством осложнений. Тем, чем никто не хотел заниматься.

За 15 лет своей работы он сумел доказать: тезис о неизлечимости рака безвозвратно устарел. Даже если это рак III стадии.