07-06-05
Геннадий ЯРЦЕВ
Снежинск
Технологии XXI века
"То, что американцы хотят применить для пациентов, а англичане для медсестер, в России используется для БелАЗов". Так анонсировали на отечественных интернет-сайтах систему СОПОТ снежинской компании ИТЕК. Между собой сотрудники называют разработку не иначе, как "системой борьбы с русским бардаком". На самом деле ИТЕК - это "Технологии идентификации", а СОПОТ - cистема отслеживания подвижных объектов транспорта. СОПОТ разработан как автоматизированная информационная система на основе беспроводных технологий. Используется в ней самый распространенный "сотовый" радиостандарт малого радиуса действия Bluetooth. Нынешним летом СОПОТ презентуют в Вашингтоне. Продвинутые "янки" интересуются идеологией дистанционного отслеживания состояния пациентов - "виртуальной медсестрой". Поэтому разработчики СОПОТа готовят уникальную схему: создается электронная карта больного в виде персонального портативного устройства, фиксирующего все контакты с медперсоналом. Англичане в больницах тоже контролируют лечебный процесс - отслеживают передвижение медперсонала, что весьма информативно и повышает качество лечения. Медицинское приложение СОПОТ вполне соответствует обоим направлениям и пока только ищет поддержки для воплощения в жизнь.
В России, по информации сайта redhouse.snz.ru, система исправно работает и тестируется на нескольких предприятиях. И служит, кроме того, еще и определителем уровня организации труда. Классический пример - угольный разрез в Кемеровской области. В первый же день работы системы на БелАЗах провели проверку данных, снятых учетчиком работ и СОПОТом. По мнению контролера, одна ходка занимает у водителя в среднем 20 минут. Электронная система показала, что на транспортную операцию вполне достаточно 15 минут. На самом деле водители делали свои 30 рейсов, а в остальное время простаивали: Вместо 1600 перевозили 1200 тонн. Только прямые убытки составляют 25 процентов. Народ понял, чем пахнет. Начались попытки "диверсий" и поиски ответных технических решений.
Изобретательность против изобретения
У оператора на дисплее все это фиксируется, у руководства есть возможность все понять и отреагировать. Но, как обычно, в начале не было опыта. Из Кемеровской области звонили в Снежинск и жаловались: "Есть перебои в работе оборудования". Поскольку СОПОТ проходил апробирование, информация поступала и в ИТЕК. Из Снежинска звонили в Кемеровскую область и говорили: "Мы за две тысячи километров отлично видим, что у вас происходит. Персонал привык к низкому уровню контроля". В итоге с персоналом "провели работу", и сейчас СОПОТ действует как надо. Еще одна "печаль" авторов системы - неумение соответствующих служб предприятий элементарно посчитать ряд важнейших показателей, слабость некоторых руководителей, которым не по силам сломать старую и заменить на более современную систему организации труда и его оплаты. В зависимости от вида деятельности транспортные расходы в себестоимости могут составлять до 50 процентов. Резервы огромные. Осталось их грамотно учитывать и рационально использовать. СОПОТ и воровать не дает - замахивается на "святое"! Конкурировать СОПОТу приходится с технологиями на основе спутниковой навигации. Системы мониторинга на основе GPS гораздо более раскручены. Но... Маленькая деталь: в Сатке машина то "исчезала", то "появлялась". Сейчас там опробуют СОПОТ. Ничего не исчезает. До презентации в США остается все меньше времени. А в ИТЕК мечтают о тех временах, когда и российской массовой медицине будет по карману заботиться о здоровье людей на мировом уровне.
Кто придумал идентификатор
- Все очень просто, - ответил корреспонденту газеты начальник производственного отдела фирмы Дмитрий Топунов, - существует межправительственная программа России и США, которая рассчитана на отвлечение специалистов, задействованных в атомном оружейном комплексе и атомной тематике, в народное хозяйство. Продвинутые политики называют ее способом защиты американцев от нашего острого ума, способного придумывать такие хитрые вещи, как новейшие системы вооружения. В связи с сокращением военной тематики и высвобождением специалистов, занятых ранее в Росатоме, "мозги" надо трудоустроить, чтобы они не "утекли" в третьи страны.
В рамках программы "Инициатива. Атомные города" состоялось соглашение между американской ядерной лабораторией и нашей компанией идентификации. И началась работа по развертыванию этой темы. Для России системы радиочастотной маркировки и идентификации совсем в новинку.
Частотная идентификация известна с конца сороковых годов - как только появилась радиолокация. Но все упирается в уровень технологий. Только сейчас удалось минимизировать микрочипы, связанные с антеннами.
- Я дополню Дмитрия, - вмешался инженер-электроник Сергей Шляга, - американская лаборатория нам предложить ничего не может. Это они теперь в Америке ищут фирму под нас. А началось все с того, что мы стали сотрудничать с американской фирмой, которая занималась отслеживанием транспорта. ИТЕК должна была продавать в России оборудование этой фирмы. Но после того, как мы год прождали от них хоть какого-либо готового образца, плюнули и сделали свой. Наша разработка оказалась удачной. Мы посмотрели, что они хотели сделать и что смогли сделать. Российским умом сообразили, что ребята идут не в том направлении и некоторые их задумки тупиковые. Решили попробовать сами и начали работать с нуля. Предварительно в течение года занимались анализом систем идентификации. Посетили множество международных выставок, вступили в ассоциацию автоматической идентификации мобильности. Досконально изучили и позиционировались относительно рынка маркировки и идентификации, существующего в России.
По мнению молодых конструкторов, тот же штрих-код на пачке чая или кофе скоро уступит место радиочастотной метке. Но российский бизнес для внедрения подобных систем пока не созрел. Отслеживание товара на складе, в пути или магазине на западе уже давно осуществляется радиочипами. В любой точке маршрута предмет говорит сам за себя - где находится и каково его состояние. Человеческий фактор минимизируется, а эффективность работы повышается. Со штрих-кодами мы отстали от остального мира лет на двадцать. Теперь догоняем. Но, изучив рынок, все же пришли к выводу, что наиболее востребованная тема - отслеживание транспорта, а вернее, любого подвижного объекта: автомобиля, автобуса, контейнера, складской коробки и даже человека. Объемы рынка большие. В России и даже за рубежом такие монстры как, например Ай-Би-Эм (IBM), с которой ИТЕК сотрудничает, вкладывают деньги в новейшие технологии. Направление перспективно, и, следовательно, необходимо быть на старте первым.
В мае в Обнинске прошла конференция, посвященная ядерной безопасности, где СОПОТ предлагали для отслеживания делящихся материалов предприятиям Росатома, в частности ПО "Маяк". Американцы работают над подобной темой давно и эффективного решения пока не нашли. Самое интересное, что в этих разработках ИТЕК идет бок о бок с конструкторами США.
Генеральный директор компании Геннадий Цыганков ищет инвесторов и пытается вписаться в государственную программу инноваций. А у российских транспортников впервые появился шанс внедрить самую эффективную систему управления и одновременно помочь отечественным разработчикам опередить Америку на повороте высоких технологий. n