07-08-07


Мои встречи с великими

В прошлый четверг отметил свое 70-летие замечательный человек, актер театра и кино Виталий Леонидович Титов. "Новая Магнитка" предлагает отрывки из воспоминаний юбиляра

Владимир Высоцкий

В августе 1975 года на "Мосфильме" шли павильонные съемки картины "Как царь Петр арапа женил". Одну из центральных ролей в фильме исполнял Владимир Высоцкий. Снимались сцены на петровском корабле, в которых принимал скромное участие и я, изображая одного из царских вельмож. В центре внимания всех участников съемок был, конечно, Владимир Семенович. Мне чертовски повезло работать целую неделю с этим гениальным и сложным человеком. Популярность его не портила, скорее, он чурался ее. Никогда не пресмыкался, не допускал "плечепохлопываний", фамильярности по отношению к себе.

Затравленный прессой и псевдожурналистами, охотниками за "жареным", которые сочиняли о нем невесть что, шарахался от них, отказывая в интервью и фотосъемках. Помню, как за ним охотился с фотокамерой петровский гвардеец из массовки, как потом оказалось, переодетый журналист одной из московских газет. Заметив эти потуги, артист сделал ему корректное замечание, запрещая снимать. Тот не унимался. И вдруг на весь корабль разнеслось громоподобное из уст разгневанного "арапа":

- Да идешь ты на...! Саша! (это режиссеру). Убери с площадки этого поца или я категорически за себя не ручаюсь!..

В одно мгновение гвардеец-журналист слинял, будто его и не было. На другой день, направляясь на грим, я столкнулся с уже загримированным Высоцким. Поздоровавшись, я спросил, как он себя чувствует после вчерашних съемок.

- Ничего, как видишь, живой. А ты, случайно, не из той гвардии желторотых брехунов?..

Я заверил его, что не из той, хотя тоже ношу с собой аппарат, но после вчерашнего случая не посмею его доставать. Высоцкий криво усмехнулся:

- Тебе, коллега, можно. Так что доставай и щелкай, только не во время съемок.

На съемках в одну из пауз он поманил меня пальцем. Я подошел.

- Пока суд да дело, давай, земляк, снимемся на пару, если не против. Фотик при себе?..

Я молниеносно вытащил свой "Зенит", сунул его одному из гвардейцев, попросив щелкнуть нас, и спросил Высоцкого:

- Владимир Семенович, а почему "земляк"? Вы же, как я знаю, москвич, а я магнитогорец.

Он осклабился:

- Чудак-человек! Мы же с тобой земляне, на одной Земле родились, значит, земляки.

Мне было приятно от такого умозаключения... Раздалась команда:

- Внимание! Все по местам, съемка продолжается!

Вернувшись домой, с нетерпением бросился проявлять пленки. Боже ты мой! Все получилось отлично, кроме бесценного кадра, на котором мы "на пару". Изображение настолько было смазано, что я в сердцах волком завыл на красный фонарь от страшной досады.

Анатолий Папанов

Судьба уготовила мне еще один сюрприз, подарив встречу с гениальным Папановым, известным разноплановым актером.

Четверть века назад, будучи в Москве, я случайно попал на съемки телевизионного четырехсерийного фильма "12 стульев", который снимал Марк Захаров. В этом фильме, к великому горю, мне была отведена лишь крохотная роль мента нэпманских времен. Вот как выглядел этот эпизод. В дупель пьяного Кису Воробьянинова (Анатолия Папанова) вышвыривают из ресторана на улицу. В тяжелейшем состоянии он идет по вечерней Москве, по дороге прихватив у бабушки связку баранок. Далее у сторожа склада отбирает ружье. Тот, страшно обидевшись, свистком вызывает постовых. Выбегают два милиционера, один из них я, хватают под рученьки нарушителя и прямым ходом - в отделение милиции. Съемки этой сцены проходили рядом с Даниловским рынком.

Незадолго до их начала привезли нас, в отдельной машине - Папанова. Мы в костюмах и гриме. Съемочная группа была уже на месте. Стали ждать наступления сумерек. Познакомились с Папановым, и он предложил перед съемками прогуляться по рынку.

- На съемках ты поведешь меня под рученьки, а сейчас - я тебя.

И, взяв меня под руку, повел по рынку, по пути выдавая одну хохму за другой, перемежая речь матерными шедеврами. Что удивительно, папановский мат не резал слух, ибо он исходил из души, не ради грубости и богохульства, а как украшение, в музыке это называется мелизмами:

Идем неторопливо мимо прилавков, оглашая округу папановскими байками и моим утробным ржанием.

- Ты, Виталя - минцанер, не робей, будут угощать - не отказывайся. Про деньги забудь, не вздумай доставать портмоне... Пакет прихватил?.. Молодец! - изрек "Киса", зловеще сверкая стеклами пенсне. Наши наряды стали привлекать торговок, а когда в барине узнали популярного артиста, такое началось...

- Бабы! Гляньте-ка, кто с минцанером идет!.. - завизжала одна.

- Дак это ж артисты, а тот, что в шляпе, - Юрий Никулин!

- Сама ты - Любовь Орлова!.. Это ж Папанин... Да не тот, который на Северном полюсе, а который... волка за зайцем...

- Ну, погоди! - зарычал Папанов голосом волка из мультфильма. - Я, бабоньки, не полярник, а артист, в народе нас называют тунеядцами, артист театра сатиры, по совместительству - киноактер Анатолий Дмитриевич Папанов, а этот в милицейской форме - мой коллега артист Виталий Титов, он приехал с Урала...

Что тут началось! Бабульки-дедульки наперебой стали потчевать нас дарами Подмосковья. А одна старушка протянула домашнюю стряпню.

Сами съемки заняли всего-то минут 15-20. В память о нашем знакомстве мы сфотографировались. После этой "киноэкспедиции" у меня всю ночь крутило живот от угощений и надрывного смеха.

Николай Рыбников

Москва. В один из летних дней 1981 года в квартире на Матвеевской, где я всегда останавливался, раздался телефонный звонок. Звонили из актерского отдела "Мосфильма", в котором были мои данные и московский телефон.

- Виталий Леонидович, есть для вас работа, правда, всего на один съемочный день, но не пожалеете. Съемки будут проходить на одном из проспектов Москвы. Фильм короткометражный, по заказу ГАИ "А ну, обгони!". Заняты всего два актера: вы - в роли инспектора ГАИ и Николай Рыбников - нарушитель. Согласны?

Согласен ли я? Конечно, согласен! Господи, завтра я увижу самого Николая Николаевича Рыбникова, потрясающего советского актера, чьи образы простых русских парней не вычеркнуть из памяти.

У проходной я был за полчаса до встречи. Получив пропуск, направляюсь к главному корпусу в актерский отдел. Здесь меня встречает смазливая ассистентка режиссера (как правило, у режиссеров помощницы - молоденькие красавицы), которая любезно приглашает меня на подбор костюма, затем - на грим. На мой вопрос "А где Николай Николаевич?" ответила, что его доставят прямо на съемочную площадку. Пока меня гримировали, со мной через зеркало беседовал режиссер. Текста было немного, что меня вполне устраивало, и по дороге на съемку я успел его вызубрить.

К 12 часам мы были на месте. Мне показали мое "рабочее место" - цилиндрической формы застекленную будку, называемую стаканом, высоко стоящую на островке широкого Ленинского проспекта. Показали, как пользоваться приборами.

Тут подрулила "Чайка", из нее легко выскочил он с обаятельной улыбкой, родной до боли, и с седой, как лунь, шевелюрой. Рыбников поздоровался с каждым персонально, вплоть до осветителей. Нас познакомили. "Состыковались" мы быстро, так как сюжет фильма был прост до примитива. Лихач-водитель грубо нарушает правила дорожного движения. Инспектор задерживает нарушителя и наказывает его.

Запомнились не сами съемки, хотя сниматься с Рыбниковым было одно удовольствие. Память хорошо сохранила наше нерабочее общение, когда мы, в ожидании солнышка, сидя на ящиках с аппаратурой, разговаривали посреди широченного проспекта. Узнав, что я из Магнитогорска, Рыбников удивился и обрадованно воскликнул:

- Магнитогорск! Знаю, знаю ваш город, не раз бывал в нем. Чем-то напоминает наш в "Весне Заречной", такой же красивый и с запашком. А какие люди у вас! Где только ни побывал я, а таких замечательных людей нигде не встречал.

Его добрая лучезарная улыбка, кажется, не покидала лицо, даже когда он был в образе нарушителя. Я сказал режиссеру, что улыбка Рыбникова обезоруживает меня как инспектора и мне не хочется его наказывать. Несмотря на огромную свою популярность, этот человек был прост, а потому - доступен каждому. Через каких-нибудь 10-15 минут общения казалось, что мы с ним старые друзья.

А каким он был рассказчиком! Особенно был силен в анекдотах. Хохот такой стоял на площадке, что пешеходы на тротуарах останавливались.

Виталий Титов

Композитор-песенник, педагог, журналист, артист театра и кино, член творческого Союза театральных деятелей России. Родился в Магнитогорске в 1937 году. С 1956 года - артист вспомогательного состава Магнитогорского драмтеатра имени Пушкина, на сцене которого дебютировал в четырнадцатилетнем возрасте. Долгое время работал и преподавал в Троицке. Снимался в кино (фильмы "Ищи ветра", "Против течения", "Рожденная революцией" и другие). В течение нескольких лет руководил театральной студией при магнитогорской колонии ЯВ-48/18, где поставил ряд спектаклей. Автор гимна Магнитогорска "Город юности моей" и трех песенных сборников.

Материал подготовил Геннадий Григорьев