07-08-98


Точка зрения политика: Григорий ЯВЛИНСКИЙ

Свою судьбу - в собственные руки

Кто такой, по-вашему, обыватель? Владимир Даль слово "обыватель" толкует как "житель на месте, всегдашний... владелец места, дома". А нас с советских времен стали приучать, что человек - ничто, винтик, а главное - это некое безликое государство. Обывателем стали называть человека, лишенного общественного кругозора, косного, мещанистого. Разработанные "Яблоком" законы о местном самоуправлении возвращают нам исконно русское слово "обывать" - жить оседло, постоянно и устраивать эту жизнь по-хозяйски, как нам самим нравится.

Если мы хотим, чтобы в России, как, например, в Англии, четверо людей из каждых пяти опрошенных ответили, что им живется хорошо, нам самим надо заниматься устройством своей жизни. Большинство же политиков внушают людям другое: вот придет де хороший президент - и все сделает. Изберем хорошую Думу - она все и решит. А если проголосуете за хорошего главу республики или губернатора области - тут-то уж точно будет рай земной.

Однако ни президент, ни депутаты, ни губернаторы не сделают так, чтобы в вашем подъезде горела лампочка, чтобы ребенка спокойно можно было выпустить на улицу, чтобы милиционер защищал вас, а не преступную группировку. Все вопросы реальной жизни решаются на месте, там, где мы с вами живем: придет ли вовремя автобус, что продается в магазине, безопасно ли ходить вечером по улице с девушкой, будет ли завтра у вас работа. Люди должны знать: ни Москва, никакая региональная элита ничего этого за них не решат.

Осознать такие простые вещи - значит поставить многие проблемы с головы на ноги. В том числе проблемы так называемой большой политики.

Возьмем, к примеру, вопрос, что за государство мы построили? Ответ вроде бы кроется в названии - Российская Федерация. Но что это за федерация? Что за союз административно-территориальных образований (для краткости их называют субъектами), сохраняющих определенную самостоятельность? Где границы этой самостоятельности? Они зыбки, они плывут, причем по преимуществу в сторону расширения полномочий регионов. Следовательно, сокращаются полномочия федерального центра. В Конституцию заложен принцип договорного перераспределения этих полномочий, но нет системы санкций за нарушение федеральных законов. Такая рыхлая федерация вполне может повторить судьбу бывшего Советского Союза и развалиться.

Что можно противопоставить этим тенденциям? Военная сила исключается - доказано Чечней. Механизм давления на региональные власти через централизованное распределение благ разрушен. Да и что распределять: в стране то и дело обостряются экономические неурядицы. Единственно реальный рычаг - воля большинства людей. Им надо нормально жить, работать и зарабатывать, обмениваться продуктами труда, знаниями, технологиями. Наконец, общаться с родственниками и друзьями, ездить в отпуск и по делам, не пересекая бесчисленных границ удельных княжеств. Им удобнее жить (по Далю - обывать) в едином государстве.

С этой точки зрения местное самоуправление - тот самый цемент, который скрепляет кирпичи и блоки всего здания. Разберемся - почему.

Местное самоуправление - разновидность власти. Но по нашей Конституции оно не входит в систему государственной власти. И это важно по двум причинам сразу.

Первая. Имея дело с государственными учреждениями, мы имеем дело с людьми, которые вроде бы обязаны предоставлять нам услуги, но, как правило, делают это очень плохо. У них ответственность - перед "вышестоящими". Власть, которая отнимается у государственного чиновника и передается гражданам либо их выборным представителям, избавляет от повседневной зависимости перед этим чиновником. У органов местного самоуправления - ответственность перед нами. Только от нас зависит, кто в этих органах станет работать. И, значит, быстрее решатся все повседневные проблемы, начиная от ремонта крана в квартире, двери в подъезде и кончая заботами об охране порядка, бесперебойном водо- и электроснабжении, о многом другом. Если люди довольны, нет нужды протестовать на демонстрациях, блокировать железные дороги, призывать кого-то свергать и иными способами расшатывать государство. А государство может спокойно заниматься своим делом - обороной, безопасностью, поддержкой промышленности, внешней политикой и т.д.

Другая причина, почему самоуправление цементирует федерацию, в том, что граждане кровно заинтересовываются в выполнении федеральных законов, ограничивающих произвол региональных администраций. С региональными властями, как, впрочем, и с центральными, органы местного самоуправления не связаны отношениями подчиненности. Правда, их пытаются навязать, но делается это с опаской. Избирательские голоса - не где-то там на недосягаемых управленческих этажах, а здесь же - в городе, районе. И любой губернатор, мечтающий переизбраться, десять раз подумает, прежде чем ссориться с ними. Не случайно президент Удмуртии пытался заменить выбранные муниципальные органы административно назначенными. Его поддержали руководители примерно полутора десятков субъектов федерации, потому что ясно разглядели опасность, грозящую их всевластию.

Еще раньше потенциал местного самоуправления, оздоровляющего страну, определили специалисты "Яблока". Поэтому вслед за законом об общих принципах самоуправления на муниципальном уровне (N 154-ФЗ от 28 августа 1995 г.) они разработали Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (N 138-ФЗ от 26 ноября 1996 г.). Создание таких органов теперь не зависит ни от чьей воли, кроме воли людей, проживающих в любом городе, поселке, селе, объединяемых общей территорией.