07-08-98
Очевидно, античные селянки были действительно неотразимы, коли вдохновили римских поэтов на создание целого направления в литературе. Так его и назвали - "пастораль", то бишь воспевание невинного пастушеского быта один на один с природой, подальше от городской суеты.
Овидий и Гораций остались лишь в мраморе, а пастушки в России живы и по сей день. Двадцатидвухлетняя Ольга из деревни Полетаево вот уже четыре лета подряд пасет крупный и мелкий рогатый скот и познала эту науку до донышка. С первых чисел мая до середины октября она с братьями ведет исключительно кочевой образ жизни. Дождь на улице или зной - не важно, подъем в пять утра, в семь часов выгнать скотину и вернуться в деревню около восьми вечера. Вот такая романтика, когда в семье восемь человек, а зарплату в совхозе задерживают уже четыре года. И все же весело! Ольга так цветисто рассказывает о своих питомцах, что заслушаешься. Иные хвостатые индивидуумы капризнее детей новых русских - маленьких телят надо чуть ли не на собственном примере учить щипать зеленую траву и пить холодную воду из реки. А быка-новичка в стаде необходимо "припасти", приучить к месту. Потому как если его на веревке пешком привели из другой деревни, то бык запоминает дорогу и может сбежать прямо с пастбища к старому хозяину.
Раньше детей пугали: "Двоечник, после школы в пастухи отдам, будешь хвосты коровам крутить!" А на деле как? Пастух должен быть психологом, ветеринаром, бухгалтером, педагогом и даже дипломатом. Недавно на берегу Миасса в поле зрения стада попали какие-то отдыхающие, и бычок загнал рогами мирно загоравшего мужика в реку. Оказывается, на голого человека бык реагирует очень отрицательно и запросто может "закатать" (т.е. основательно помять и покалечить). А мужик оказался с претензиями на "крутизну", и пришлось Ольге проявлять чудеса дипломатии, улаживая конфликт: "Меня в таких случаях старший брат всегда бросает на амбразуру, сам-то не очень с чужими ладит".
Да, мало общего с прежней пасторальной идиллией у нынешних пастухов. Коровы нынче тоже нервными стали, у всякой свой гонор. Одна спит, другая мчится как угорелая, третья норовит забраться в кусты. За всеми уследи, собери в табун и приведи вечером домой в полной сохранности. За каждую корову хозяин платит 30 рублей в месяц, столько же - за четыре овечки. За теленка 15 рублей. Но спрос с пастуха по максимуму. Порезала корова вымя, мало дает молока, плохо ест или просто косо посмотрела на хозяйку - пастух виноват, недоглядел, навредил, обидел животное. Иной раз приходится бабенок крепким словом припечатать, а иначе запросто живьем съедят.
Больничных у Ольги не бывает. Для профилактики она заваривает мяту с подорожником и пьет вместо чая, помогает от простуды. Степной воздух сам по себе целебный - ни разу не захворала. Зато зимой, работая в цехе по розливу столовой воды "Исток" (больше в Полетаево работать зимой практически негде), серьезно простудила ноги. Хозяин до сих пор не расплатился и Ольга намерена подать на него в суд.
Что дальше? Не век же бродить за стадом с кнутом, можно в ветеринары податься или в зоотехники. Мама советует Ольге в торговлю, сельский фельдшер - в медучилище. Она пока решила, что пора перебираться в город, хоть и коров своих любит. Причина простая - скучно в деревне, ни клуба, ни дискотеки. А претенденты на ее место уже сейчас имеются - молодые парни здесь маются от безработицы. Вот такая полетаевская пастораль.
Иван Котин