07-09-00
Случилось это пять лет назад. Тогда на трассе Челябинск -Свердловск сильно шалили разбойнички. Выходили на дорогу отнюдь не тати с кистенями, одетые в драные тулупы. Из легковых автомобилей престижных моделей выныривали респектабельные молодые люди, останавливали грузовые машины и, мило улыбаясь, просили плату за проезд. Такса была стабильная: пятьсот тысяч рублей. Большие по тем временам деньги! Отказа, как правило, не поступало. Водители понимали, что в случае неповиновения их могут избить, ограбить, а то и сжечь машину.
Предпринимались попытки со стороны милиции патрулировать пункты сбора дани, но все безрезультатно. Рэкетирские "девятки" и "восьмерки" легко уходили от преследователей. А если и удавалось перехватить, то не было никаких доказательств поборов. "Вы что, - удивлялись задержанные, - какие деньги, какие грузовики! Мы к ним и не подходили. Они сами нас останавливали, дорогу спрашивали". И при этом нагло ухмылялись в лицо оперативникам.
- И тогда нам разрешили пойти на эксперимент, - рассказывает начальник уголовного розыска Каслинского горотдела милиции майор Сергей Кононов. - Выпросили в одной организации КамАЗ, загрузили его "экс-проприированной" на время парфюмерией и встали на 102-м километре трассы Челябинск-Екатеринбург. В кабине за водителя сидел оперуполномоченный из Кыштыма Сергей Ермилов, а рядом я, в роли экспедитора. В крытом кузове - группа захвата.
Ждали долго. И от этого ожидания закипала злость. Не только на припозднившихся разбойников, но и на отцов-командиров. Выбрали, понимаешь, время! Погнали на "охоту" аккурат на 23 февраля! Мужики уже по третьему кругу радуются, а они тут загорают. Но что это?! Вдали мелькнул свет ярких фар. Приближаются: Сергей выпростал из-под плаща рацию. "Клюнули!" - передал он руководителю операции. "Действуйте!" - был ответ. Из остановившейся "восьмерки" вышел парень и уверенной походкой направился к кабине. Кононов взглянул на него и набросил на голову капюшон плаща: "Да это же мой знакомец Серега!" Своего тезку он не раз прихватывал на торговых "пятачках", когда тот "наезжал" на продавцов. Серега клялся: "Ты что, Вениаминыч! Да я так, озорую. Слово даю, что в последний раз!" И вот он здесь, на трассе! Только бы не узнал! Тем временем Серега распахнул дверь кабины: "Ребята, платите за проезд! Гоните пятьсот тысяч!" "Откуда у нас деньги, - занюнил из-под капюшона Кононов, - на бензин только и осталось". "Заплатишь, если неприятностей не хочешь! - отрезал тезка. - А что у тебя в кузове?" Услышав, что парфюмерия, сплюнул себе по ноги, взял меченые деньги и пошел к машине. Кононов просемафорил по рации: "Контакт состоялся!" "Немедленно брать!" - раздалась команда. Из кузова выбросились омоновцы. Налетчики кинулись по автомобилям, но автоматные очереди прошили задние колеса. Бандиты выскочили и побежали в поле.
Кононов вылетел из кабины одним из первых и помчался за Серегой. Ведь тот уносил не просто деньги, а его, Кононова, деньги! При подготовке операции ее разработчики упустили главное - приготовить приманку в виде тысячных купюр. Когда спохватились, кассирша уже ушла домой. Вот Сергей Вениаминович и пожертвовал своей получкой. И вот теперь он, капитан Кононов, с удвоенным усердием настигает резво бегущего Серегу. Тот спортсмен и надеется легко уйти. Но он не знает, что преследователь - бывший десантник, да вдобавок мастер спорта по скоростному бегу на коньках, обладатель еще нескольких спортивных разрядов.
Через пару сотен метров капитан настиг грабителя. Сбил, скрутил руки, перевернул на спину. Тот аж обалдел от радости: "Так это же менты! А я думал, такие же бандиты за нами гонятся!" Никто из беглецов не ушел. Взяли всех - девять человек. В машинах нашли наркотики и автоматные патроны. Оружия не было. Скорее всего, налетчики побросали его при отступлении. Темнота и глубокий снег не способствовали эффективным поискам. Но до суда дело об ограблении довели. Даже судьи не могли сдержать улыбок, а в зале тем более стоял хохот, когда на запрос: "Потерпевшие, назовите свои должности!" те отвечали: начальник уголовного розыска, оперуполномоченный.
Всей "девятке" отмерили по четыре года лишения свободы. Освободившись, они первым делом пришли в кабинет Кононова: выразить свое восхищение мастерски проведенной операций. Но майор и сам знал, что "подстава" сработала без огрехов. Иначе с чего бы удалось на ту же приманку словить еще одну группу налетчиков. На сей раз - озерско-каслинскую.
Пока на трассе тихо. Во всяком случае, заявлений от водителей не поступало. Но заметили оперативники, что их старые знакомцы снова "сидят" на большой дороге. Ностальгируют по прошлому или строят планы на будущее? Что ж, тогда снова придется отправлять в ночь груженный парфюмерией КамАЗ. Только бы не в канун Дня защитника Отечества!
Виктор РИСКИН