07-09-00


Российский банк: взгляд изнутри

Интервью с Валерианом Попковым, вице-президентом Ассоциации российских банков, президентом Уралвнешторгбанка

Завтра в центре Челябинска, по улице Кирова, 143, открывается новый офис Челябинского филиала Уралвнешторгбанка. Филиал работает в Челябинске с 1993 года. За это время Уралвнешторгбанк сумел занять прочные позиции в нашем городе и получить широкую известность среди южноуральцев. Банк всегда выступал пионером новых направлений, новых банковских технологий. Вместе с тем он отличается универсальностью и придерживается осторожной, взвешенной кредитной политики. С 1996 года Уралвнешторгбанк состоит в банковской Ассоциации стран Восточной и Центральной Европы (BACEE). Ему присвоен высокий рейтинг международного агентства Thomson Bank Watch. По величине активов Уралвнешторгбанк входит в сотню крупнейших банков страны. В рейтинге журнала "Профиль" от 1 июня банк занимает 26-е место по объему частных вкладов, что, несомненно, говорит о доверии вкладчиков. Прокомментировать ситуацию, сложившуюся сегодня в банковском бизнесе, и рассказать о ближайших планах Уралвнешторгбанка "ЧР" попросил президента банка Валериана Владимировича Попкова, много лет являющегося одновременно вице-президентом Ассоциации российских банков.

- Валериан Владимирович, поздравляем вас и коллектив банка с новосельем. Судя по всему, региональные банки полностью преодолели последствия кризиса 1998 года и стремятся сегодня завоевать новые позиции?

- Август 1998 года показал слабость существовавшей в то время банковской системы. Кризис коснулся всех без исключения кредитных организаций. Пережили его все по-разному. Ряд банков, прежде всего столичных, проводивших наиболее агрессивную и рискованную политику, поплатились за это своим существованием. Но само по себе это, на мой взгляд, не самое страшное последствие кризиса. Гораздо хуже то, что он серьезно подорвал доверие россиян к банкам в целом. Хотя многое в то время определялось стратегией поведения, выбранной руководством того или иного банка. Мы сделали ставку на открытость отношений с нашими клиентами. Да, мы не скрывали, у нашего банка в тот период, как, впрочем, и у большинства других банков, были определенные сложности. Мы постарались объяснить нашим клиентам временный характер этих трудностей и убедить их не уводить средства из нашего банка. И клиенты поверили нам. Более того, они вместе с нами искали пути выхода из сложившейся ситуации. И сегодня, по прошествии 2 лет, считаю, что это была единственно правильная стратегия поведения, ведь после кризиса количество клиентов банка не только не уменьшилось, но и возросло. Так что август 1998 года был во многом полезным уроком для нас. Если говорить о сегодняшнем дне, то одним из последствий кризиса был передел банковского рынка, неизбежный после падения ряда крупных банков. На смену ушедшим банкам приходят новые, можно сказать, что сейчас идет вторая волна, второй приход банков, в том числе и в регионы.

- Продолжаются разговоры о необходимости реформирования банковской системы. Позволит ли такая реформа избежать новых кризисов?

- В настоящее время сформировалось два подхода к реформированию банковской системы. Первый подход предполагает, что на смену ушедшим придет новая группа из 25-30 банков, достаточно сильных, чтобы через развитие филиальной сети в регионах решить все финансовые проблемы государства. Де-факто сегодня ситуация развивается именно по этому сценарию. И открытие в регионах филиалов новых московских банков есть тому реальное подтверждение. Но новыми эти банки можно назвать лишь условно. В большинстве своем это наследники крупных кредитных организаций, не выдержавших кризиса. А столь бурный рост этих недавно созданных банков объясняется перетеканием средств из обанкротившихся гигантов. Получается, что принципиально данный путь развития не отличается от положения, существовавшего до кризиса. Кроме того, в этом случае не учитываются интересы территорий.

Вторая модель сводится к тому, что необходимо, наряду с крупными банками федерального значения, всячески поддерживать и развивать региональные банки. Это не только мое личное мнение, но и мнение Ассоциации российских банков (АРБ), которое я выражаю как ее вице-президент. Мы глубоко убеждены, что регионы должны иметь собственные банки на своей территории. Как раз прошедший кризис показал, что именно региональные банки не допустили развала расчетной системы страны и именно они обеспечивают чрезвычайно важный аспект политической и экономической целостности общества. Сегодня можно привести примеры десятка областей России, где уже нет самостоятельных банков, а работают 2-3 филиала московских банков. Как правило, это территории-реципиенты, но они, может быть, потому и реципиенты, что в свое время не озаботились проблемой развития собственной банковской системы. Ни для кого не секрет, что основные денежные потоки обращаются в столице.

- По какому пути, на ваш взгляд, должны пойти стабилизация и дальнейшее развитие региональной банковской системы? Будут ли это небольшие универсальные кредитные учреждения, ориентированные в основном на расчетно-кассовое обслуживание своей территории?

- Сегодня основная задача региональных банков - наращивание капитала. И оно происходит, это показывает статистика. Но падение рубля уменьшило капитал банков четырехкратно. И чтобы его восстановить - потребуется время. Пути для этого банки выбирают разные. В нашем регионе, как правило, это происходит за счет внутренних ресурсов. У многих банков сменились собственники, появились новые финансовые возможности. Но при этом масштабного скачка, резкого увеличения собственного капитала нет ни у кого, даже у тех банков, которые ради этого сменили собственников-акционеров.

В принципе, эта проблема упирается в несовершенство нашего законодательства. Нет прописанной процедуры организационного слияния капитала, образования, скажем, банковских консорциумов. Идея создания консорциума региональных банков обсуждалась на межведомственном совете под председательством Егора Строева. Я эту идею поддерживаю, поскольку у большинства региональных банков сегодня есть ресурсы, которые можно вложить в инвестирование под гарантию государства. Все упирается в вопрос гарантий. Теоретически понятно, как можно, например, инвестировать какой-то крупный проект, соединив свободные капиталы нескольких региональных банков. Но если что-то не получится - как разделить риски? Пока законом это не прописано.

Что касается универсальности, то я считаю, что универсализация банка - отражение факта бедности экономической среды. Мы вынуждены везде "отщипывать" по кусочку. Никто не рискует заняться чем-то одним, потому что многое еще не устоялось, все ниши очень бедны.

В дальнейшем, конечно же, должны появиться специализированные банки: инвестиционные, ипотечные, связанные с кредитованием частных лиц, строительные и другие. Все это должно быть, но под это надо готовить законодательную базу.

- Валериан Владимирович, как вы уже говорили, кризис существенно подорвал доверие россиян к банкам. А ведь без этого доверия не приходится говорить о полноценном развитии банковской системы. Каковы, на ваш взгляд, рецепты завоевания доверия вкладчиков?

- Вы совершенно правы. Без доверия клиентов не приходится говорить не только о полноценном развитии банковской системы, а и вообще о каком бы то ни было ее развитии. Если деньги предприятий и организаций так или иначе вовлечены в банковскую систему, то со средствами частных лиц ситуация гораздо сложнее. Безусловно, для восстановления доверия должно пройти определенное время. Но для ускорения этого процесса, по моему мнению, усилий одних лишь банков недостаточно. Я считаю, что следует провести широкомасштабную акцию в рамках всей страны с участием банков, СМИ и органов государственной власти, направленную на восстановление доверия к банкам. Ведь, по сути, в существующих условиях не только банки недополучают прибыль, но и экономика России в целом несет существенные издержки.

- Возвращаясь к вопросу о реформировании банковской системы, как вы относитесь к открытию филиалов московских банков? Не грозит ли это потерей самостоятельности региональной системы?

- Мы не боимся конкуренции московских банков, которые приходят в регионы на основе своих собственных ресурсов и технологий. Они испытывают те же трудности, что и местные банки. Я безусловный сторонник того, чтобы никаких ограничений, касающихся открытия новых филиалов в других областях, не было. Наш банк тоже работает в разных регионах России. Когда какой-то банк эффективно осваивает территорию, пользуясь, прежде всего, умелым менеджментом с учетом особенностей рынка, - это нормально.

Ненормально проявление недобросовестной конкуренции, когда в регион приходят московские банки, использующие государственные ресурсы. Имея в своем распоряжении огромные государственные средства, они начинают манипулировать объемами, ставками, предлагать клиентам, скажем, кредиты на более выгодных условиях, чем сложились в данном регионе. Возникает опасная тенденция монополизации.

К сожалению, в России нет развитого банковского законодательства. У нас всего четыре закона, как-то регулирующих банковскую деятельность. А в сфере банковской конкуренции вообще нет никаких правовых рамок. И многие банки, особенно крупные московские, близкие к политической и экономической элите, пользуются этим, действуют по принципу "разрешено все, что не запрещено".

Из-за узости законодательной базы у нас всегда сохраняется опасность бесцеремонного вмешательства государства в банковскую ситуацию. Оно и сейчас играет не совсем положительную роль. В частности, я имею в виду положение Сбербанка, который монополизировал рынок вкладов и сейчас претендует на то, чтобы монополизировать рынок услуг. Это опасно и для государства, и для самого Сбербанка, и для его вкладчиков.

Вообще, роль государственных банков в конкурентной среде - очень сложный вопрос. Конкурировать с государством не может ни один самостоятельный банк, и такая экспансия государственных банков нарушает сложившееся равновесие.

- В последнее время все большее внимание уделяется вопросу привлечения банковского капитала в реальную экономику. Что, на ваш взгляд, мешает активизации этого процесса?

- Коммерческие банки заинтересованы в кредитовании реального сектора. Это классическая операция с хорошо изученными рисками. Но здесь есть две существенные проблемы, связанные с недостаточной защищенностью банков в отношениях кредитор-заемщик и краткосрочность средств банков. Банки не спешат расширять кредитование, потому что государство не обеспечивает защиту их интересов в случае проблем с возвращением ссуд. На X съезде Ассоциации российских банков в очередной раз был поставлен вопрос об отмене действующей очередности погашения ссуд банков при недостаточности средств на расчетных счетах предприятий. Сейчас в этой очереди банки последние. А ведь речь идет о возврате аккумулированных банками "чужих" средств. Следует упростить процедуру регистрации залога и его изъятие у недобросовестных заемщиков. Сейчас оформление прав собственности на имущество из залога при активном противодействии заемщика может затянуться на годы. Нуждается в упрощении процедура рассмотрения требований банков в арбитражных судах, в исполнительном производстве. Здесь также следует учитывать главную особенность: всякое затягивание сроков означает не просто замораживание средств, а прямой убыток для банков, так как по своим обязательствам им все равно приходится платить. Думается, пока государство не предоставит банкам эффективные институты защиты прав кредитора, никакие специальные мероприятия по стимулированию кредитования реального сектора не дадут должного эффекта.

Что касается проблемы кратко-срочности средств банков, то она будет решаться по мере общего оздоровления экономики и возвращения доверия клиентов к банкам. Вообще дальнейшие перспективы развития банков прежде всего предопределяются направлением развития экономики в целом, основой которой был и остается реальный сектор. Поэтому банкам и предприятиям самой их сутью предопределено идти рука об руку.

- Валериан Владимирович, почему решили укреплять именно Челябинский филиал? Что принесет жителям города открытие нового офиса?

- Вслед за образованием в 1991 году банка в городе Екатеринбурге одним из первых был образован филиал в Челябинске. И это совсем не случайно. Несмотря на то, что наш банк имеет филиалы не только в Уральском регионе, он был и остается ориентированным, прежде всего, на нашего уральского клиента. В настоящее время филиал предоставляет полный спектр банковских услуг, постоянно увеличивает число своих клиентов и является одним из лучших в целом по банку, поэтому его расширение является вполне логичным продолжением развития банка. Не последнюю роль в решении о расширении филиала играет и экономическая развитость Челябинской области и города Челябинска. Наличие большого промышленного потенциала, развитой инфраструктуры делает южноуральскую землю привлекательной для развития бизнеса. Надеюсь, что новое помещение и высокое качество обслуживания в банке обеспечат идеальную рабочую атмосферу для каждого из наших клиентов.

Беседовала Ольга ИОФФЕ