07-10-99


Не будем делать паузы в словах

Говорить учат не только детей, но и взрослых

Занимается этим лингвистический центр ЮУрГУ, где уже два года ведутся курсы риторики и речевой коммуникации. Судя по количеству желающих учиться на курсах, проблемы

с речью имеет в России не один президент. В конце концов, что такое заурядный семейный скандал, как не полемика без обоюдного владения ораторским искусством?

Сюда приходят, не умея связать двух слов. Молодые (в основном) люди без большого достатка, но с честолюбивыми планами, осуществлению которых мешает косноязычие.

Сначала их учат знакомиться, снимая на видео, чтобы через три месяца показать им, уже "мэтрам": полюбуйтесь, какими вы были. Смотрю эту запись и легко ставлю себя на место закомплексованных курсистов. Пытка - публично открыть рот, сказать что-нибудь "в тему" совершенно незнакомому человеку. В воздухе повисают томительные паузы, парни не знают, в какой карман засунуть руки. Говорят невпопад, маскируя неловкость смехом...

Прокручиваю видеозапись. Следующие занятия идут живее. Курсисты в интерактивной игре пытаются без слов объяснить партнерам, какой невидимый "предмет" передается по аудитории. Перемотка... Рассказывают друг о друге, о своих идеалах и мечтах. Перемотка... Вот уже и диспуты, причем на самую непредсказуемую тему (скажем, о пользе дискотек). Курсисты, освоив азы "речевой коммуникации", больше не стесняются собственных слов.

Умеренно радуясь за них, подумал: что, собственно, это дает, кроме умения знакомиться и гарантированных отныне побед над тещами в семейных спорах?

Оказывается, многое. Директор лингвистического центра профессор О.А. Турбина описывает ситуацию так. Кое-какие навыки общения мы получаем в школе, но в целом они формируются стихийно - в быту, в семье. Между тем риторика - это искусство. Искусство, пожалуй, самое важное в информационном обществе. Без умения находить для своих мыслей правильные слова невозможно быть понятым окружающими, показать собственные силы, предложить решения, представить себя, свою работу, фирму.

- Выражаясь по-научному, человек оказывается не в состоянии быть полноценным участником акта речевой коммуникации, - продолжает Ольга Александровна. - В результате возникают конфликты, участниками которых могут оказаться и два собеседника, и целые коллективы. Для кого-то это оборачивается невосполнимыми потерями в личной жизни, крахом карьеры (вплоть до полной профессиональной непригодности). Ну а для всего общества накопление коммуникативных неудач означает рост напряженности.

- А все-таки удовлетворят ли ваши курсы тех, кто хочет стать вторым Плевако?

- Артиста или оратора за три месяца не сделаешь. Но для тех, кто ставит перед собой цель преуспеть в профессиональной сфере, продвинуться по службе, разработаны специальные программы второго уровня, куда входят основы имиджелогии, делового поведения, психологии клиента. По ним обучаются профессиональные коммуникаторы: лекторы, менеджеры, работники сервиса.

Наконец, имеются индивидуальные программы самого высокого уровня для имиджмейкеров, пресс-секретарей и политиков (хотя, при всем желании похвастаться, я не могу назвать имен. Это как у банка - тайна вкладов). С одной стороны, современные политики понимают, каким эффективным оружием является слово. С другой стороны, перед ними - негативный пример В.С. Черномырдина, ставшего благодаря своим "перлам" притчей во языцех. Да и некоторых других, видимо, производящих слово "оратор" от глагола "орать"...

- Напрашивается провокационный вопрос: всегда ли вы вручаете дар красивой речи кому следует? Не опасно ли вооружать виртуозными приемами владения речью какого-нибудь доморощенного политикана, которому не дают спать ораторские лавры Жириновского и Геббельса?

- К сожалению, даже знание, как сейчас говорят, "человеческого материала" не исключает ошибок. Свою ответственность мы осознаем. И принимаем во внимание, разрабатывая подобные программы. Мы включаем в наши методики своего рода "предохранители", позволяющие на раннем этапе работы предугадать возможные осложнения.

- Кстати, о методиках. Слово невольно ассоциируется с учебной рутиной, конспектами, лекциями...

- Мысль понятна. Нет, нашим курсистам не приходится корпеть над конспектами и учебниками по ораторскому искусству. Все занятия - чистая практика. Основанная, разумеется, на теоретических разработках, которые, однако, остаются "за кадром". Эта подводная часть айсберга - работа преподавателей, результат труда профессоров и доцентов челябинских вузов - членов Ассоциации риторов при Московском госуниверситете им. Ломоносова. Ученые центра - специалисты по психо-, нейро- и социолингвистике, теории и практике речевой коммуникации. Привлекаются также психологи, специалисты высочайшего класса по имиджелогии и конфликтологии.

Наше общее стремление - помочь обычным людям найти место среди других людей. А тех, от кого зависят наши судьбы, - научить договариваться с политическими оппонентами. Смею надеяться, согласие "в верхах" благотворно сказалось бы на жизни России.

Беседовал Николай ЕГОРЬЕВ.