07-12-04


Конец "Трагедии человеческого рождения"

Став директором областного краеведческого музея, Владимир Богдановский первым делом изгнал оттуда "вампиров"

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Сегодня в областном краеведческом музее открывается выставка "Серебряные страницы истории Челябинской области. 1900 - 2000 годы". Это первый проект нового директора музея Владимира Богдановского. До этого он возглавлял творческое объединение "Каменный пояс", а в новую должность вступил в ноябре. Впереди - грандиозные планы, но кое-что удалось сделать уже сейчас.

Скелеты в музейном шкафу

Есть серьезные основания предполагать, что с новым директором главный музей области получит новую жизнь. Около десяти лет, с момента переезда из Свято-Троицкого храма в помещение по проспекту Ленина, он находился в каком-то сумеречном состоянии. Последняя выставка, которая здесь проходила, называлась "Трагедия человеческого рождения". Кто был, говорят, что показывали каких-то человеческих зародышей в формалиновом рассоле и прочие гнусности. Еще раньше в нашем музее были восковые фигуры, пресмыкающиеся, какие-то любительские поделки, здесь же меняли валюту и еще черт знает чем занимались. А если говорить определенно, то музей просто, а подчас цинично отучали быть музеем.

- Когда пришел на новое место работы, мне бросились в глаза черные решетки, - говорит Владимир Богдановский. - Они были повсюду, и возникало ощущение, что попал в СИЗО. Выставки проходили в одном небольшом зальчике, а все остальное было занято неизвестно чем. Например, я обнаружил какую-то коммерческую "галерею". Один из бывших уже сотрудников делал здесь свой бизнес. Причем каких-либо документов, отражающих деятельность этой "галереи", просто не было в природе. Я позвонил этому человеку и спросил, почему его нет на месте в рабочее время. Он меня в ответ прямым текстом "послал". Я стал изучать штатное расписание и обнаружил человек десять таких "призраков". Самое неприятное, что они сумели навязать музею свои сомнительные правила игры. И те люди, настоящие специалисты-музейщики, которые всерьез интересовались историей, были в положении заложников у этих "вампиров" - я иначе их роль и не могу обозначить:

Новый директор понял, что, избавившись от этих людей, он вернет чувство достоинства здоровой части коллектива. И люди, кажется, ему поверили. По крайней мере, пришли на объявленный Богдановским субботник. Это был своего рода символический акт: все вместе избавлялись от "накипи".

Владимир Богдановский рассказывает это в директорском кабинете, который сам мог бы стать экспонатом из советской эпохи. Здесь специфический запах советской канцелярии, обшарпанные столы и шкафы, откуда, кажется, вот-вот вывалится скелет. Богдановский сразу сказал: в этом кабинете он работать не будет. Но ремонт помещения начал все-таки не со своего кабинета. Сейчас рабочие приводят в нормальное состояние залы и технические помещения. Зачем вообще нужен ремонт, когда уже подходит к концу строительство нового здания музея?

- Первая его часть - фондохранилище и зал сменных экспозиций - по плану должна быть сдана только в июне, - говорит Богдановский. - Значит, здесь мы будем работать еще как минимум семь месяцев. Стоит ли столько ждать, сидя без дела?

Важные слова

Первое, что нужно сделать для нового музея, - создать команду единомышленников. Владимиру Богдановскому сейчас помогает его давний соратник по "Каменному поясу" Ирина Рыжова, исполняющая на общественных началах роль заместителя директора музея. Идеологию музея формирует ученый совет, структура тоже общественная. В него, в частности, входят известные в городе люди - краевед Владимир Боже, писатель Кирилл Шишов, историк Александр Моисеев, археолог Сергей Боталов, преподаватель ЧГАКИ Алла Лушникова.

- Смысл наших дискуссий был в том, чтобы сформулировать новую концепцию музея, - рассказывает Владимир Богдановский. - Сейчас она готова и ушла на согласование в Москву. Характерно название: "Природа, человек, общество. Прошлое, настоящее, будущее". Мы хотим уйти от сугубо социологического взгляда на историю. Если помните, то раньше в структуре краеведческого музея природа региона и собственно история были разделены. Это неверный подход, поскольку связи человека и природы очень значительны. Наступило похолодание, и люди перемещаются в более теплые места. Или еще пример: миграция или войны происходят не только потому, что, допустим, один правитель плохой, другой хороший, а чаще оттого, что государству нужны ресурсы. Поэтому природу мы поставили на первое место и показывать ее будем еще до времени появления на Южном Урале человека. Другое важное слово в нашей концепции - "будущее". Мы попытаемся смоделировать те процессы, которые могут произойти, исходя из существующих сегодня тенденций.

Вирус музея, или Где увидеть яйца Фаберже?

Полностью реализовать эту интересную концепцию можно будет только в новом здании. Решение о его строительстве на деньги области - уникально без всяких оговорок. Бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой, возглавляющий сейчас Федеральное агентство по культуре и кинематографии, подтвердил, что Челябинская область - единственный российский регион, где губернатор дал деньги на строительство музея. Москва же обещает выделить средства для его обустройства. Пока все идет таким образом, что совместными усилиями власть и специалисты максимально адекватно реализуют хорошую идею. Это будет по-настоящему новый общественный институт, который изменит наше представление о музее, истории и, может быть, самих себе. Полторы тысячи квадратных метров - площадь зала, где разместится постоянная экспозиция. Еще два зала по 650 квадратных метров каждый будут отданы соответственно под сменные выставки и отдел краеведения. В первом из них Владимир Богдановский намерен устраивать выставки из музеев городов и районов области, а также привозить сюда раритеты из коллекций главных музеев страны. В наш новый музей, наверное, не отказался бы привезти яйца Фаберже российский олигарх Виктор Вексельберг. Эту выставку недавно увидели жители Екатеринбурга. Но не челябинцы, поскольку здесь просто нет помещений, удовлетворяющих современным критериям безопасности и условиям хранения.

Особую роль музея Владимир Богдановский видит в воспитании детей. В зале краеведения для посетителей дошкольного возраста будут проводиться специальные, как сейчас модно говорить, интерактивные программы. Их смысл - распространить "вирус музея" вовне.

- Ребенок сможет не только посмотреть на экспонаты, - говорит Богдановский, - но что-то сделать по их мотивам своими руками. А потом унести этот "шедевр" домой, где он будет напоминать ему и его родителям о музее.

Кстати, еще одна "изюминка" нового здания - смотровая площадка. Детям сначала показывают макеты городской застройки, а потом выводят на крышу, где с высоты шестиэтажного дома виден исторический центр города. Кстати, зрелище потрясающее. Те, кто был в гостинице "Малахит", наверное, знают, насколько живописный вид открывается на город и какой на самом деле красивый у нас Миасс:

Первый проект

Выставка, которая открывается сегодня, - это, пожалуй, самый интересный краеведческий, да и вообще культурный проект, реализованный в последние годы у нас. "Каменный пояс" в марте выпустит последний том уникального фотоальбома "Челябинская область в фотографиях". Всего их пять. Каждый из томов через фотографии отражает по 20 лет жизни Южного Урала в ХХ веке. Этот альбом успел стать лауреатом прошлогодней Московской международной книжной ярмарки, минувшей осенью экспонировался на Франкфуртской книжной ярмарке, а одноименная фотоэкспозиция стала гвоздем выставки "Ритмы века. Репортаж без границ", проходившей в рамках IX Санкт-Петербургской фотоярмарки. Владимир Богдановский считает, что у этого проекта счастливая судьба. Ведь ни он, ни его коллеги не предпринимали каких-то особенных усилий, чтобы "Челябинскую область в фотографии" заметили в столицах, тем более за границей. Более того, после выхода каждого тома, выставка из составивших его фотографий отправлялась в турне по области. Наша фотоистория, рассудил Богдановский, нужна не столько для внешней презентации, сколько необходима живущим здесь людям. Теперь эта замечательная выставка явилась своего рода "программным заявлением" нового директора краеведческого музея. Более 200 выразительных фотографий, тщательно отобранных и выставленных вместе, для многих будет настоящим открытием. Ее принципиальное отличие от многих подобных, во-первых, временной охват, а во-вторых, по-настоящему исторический подход. Это не всегда "парадные" снимки, не "отчет о достижениях", но честный взгляд на нас самих. В этом смысле особенно интересно последнее 20-летие прошлого века. Мы прожили столько невероятных событий, что хватило бы, кажется, на целое столетие. Здесь создатели альбома и экспозиции должны были решить для себя непростую задачу. Как лаконично, корректно и выразительно сказать об этом времени, когда многие страсти еще не улеглись?

- В этом нам помог принцип, заложенный еще в первом томе, - говорит Владимир Богдановский. - Фотография в этом смысле - уникальный документ, который просто не даст соврать. Боюсь, кому-то из тех людей, кто в перестроечное время вершил судьбы людей, иные снимки могут не понравиться. Но мы далеки от политики, нам нужно было передать нерв времени. Насколько это получилось - судить зрителям:

Новый музей примет гостей не раньше 2006 года. Сначала должно быть введено в эксплуатацию само здание. Затем его нужно обжить. За оборудование музея возьмутся лучшие российские специалисты, об этом уже ведутся переговоры. Владимир Богдановский, не раз бывавший в заграничных музеях, знает, что все музеи мира в принципе похожи друг на друга. Но это видит понимающий человек. А простому посетителю может показаться, что наши музеи и западные - это две разные сущности. У нас это большие темные безлюдные чуланы, у них - светлые центры культуры, где всегда много посетителей. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, например, утверждает, что музеи на Западе - элемент бытовой культуры и даже моды. Здесь люди проводят свой досуг и не жалеют целого дня на музей. Челябинск в последние годы внешне стал походить на европейский город, движение к цивилизации налицо. Новый музей - хороший критерий для подтверждения тектонического характера этих сдвигов.