07-12-05


Еще раз о школьной форме

Возвращение к форменной одежде решит не только воспитательные, но и экономические задачи

Подруга, воспитывающая дочку без мужа, жалуется, что с каждым годом ей все труднее одевать ребенка в школу. Девочки в классе чуть ли не ежедневно демонстрируют друг перед другом новые наряды, для состоятельных родителей это тоже лишняя возможность блеснуть достатком. А как быть тем, кто не может себе позволить одевать ребенка, как на подиум?

- Мне не за себя - за детей обидно, - говорит подруга. - Слишком рано они начинают чувствовать свою ущемленность, и главное - не по своей вине:

Вот уже больше десяти лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят одетыми кто во что горазд: в джинсах, спортивных костюмах, в "гриндерах"... Свободная форма одежды в школе порождает множество проблем, главная из которых - социальное неравенство и расслоение детского коллектива на бедных и богатых. Беда бедных (кроме самого осознания бедности, конечно) - в том, что купленная на Китайском рынке одежда порой вызывает не только презрительные улыбки сверстников, но и аллергию, потому что ткань, из которой она сшита, чаще всего не имеет никаких сертификатов. Кстати, не гарантированы от этого и дети состоятельных родителей, так как высокая цена у нас еще не означает соответствующего качества. Отсутствие единых стандартов в одежде порождает вкусовщину: одни учителя справедливо объявляют войну пирсингам и декольте, другие пытаются запретить джинсы, которые, как правило, шьются из натуральных тканей.

Осознавая весь шлейф последствий отказа от школьной формы, отдельные педагогические коллективы начинают снова к ней возвращаться. Собирают деньги, заказывают одежду в ателье, но "малотиражность" опять-таки оборачивается дороговизной: форма в среднем обходится не менее чем в две-три тысячи рублей. (В магазинах немногим дешевле: в "Детском мире" и "Школьнике" цена жакета и юбки - 900-1500 руб., блузы - 315-470 руб., брюк - 350-500 руб.)

Директора швейных фабрики области считают, что можно шить форму для школьников по цене вполовину меньшей, причем современных фасонов и из натуральных тканей. Но для этого нужно одно условие - чтобы производство школьной формы было массовым.

Именно так сегодня и обстоят дела в большинстве развитых стран мира, а в США, например, школьная форма является знаком принадлежности учащегося престижной частной школе. Примерно та же картина в Австралии: обычные ученики ходят на занятия в майках и футболках, а ребята из экономических классов - будущая элита бизнеса - посещают школу исключительно в строгих костюмах.

В Англии вообще трепетное отношение к традициям, и к школьной форме в частности, это одна из составляющих раз и навсегда установленного уклада жизни. Однако консервативность воспитания, в том числе через школьную форму, не мешает англичанам быть творческими людьми, создавать эпатажные коллекции одежды, креативную музыку и т.д.

У России, как всегда, свой путь. Впервые школьную форму у нас ввели в 1834 году для гимназистов, спустя несколько десятилетий она стала обязательной и для девочек. А потом на протяжении столетия только и делали, что вводили и снова отменяли (последнее отмечено в 1892, 1917, 1941 и 1992 годах).

Директор челябинской школы N 100 Ирина Куравина считает, что положение необходимо исправлять:

- Возвращение к школьной форме вернет детям во многом утраченное сегодня чувство равенства, даст им возможность быть одетыми в костюмы спокойных фасонов, изготовленные из прошедших соответствующую экспертизу тканей. Как вернуться к школьной форме? Мне представляется интересным предложение, прозвучавшее в Красноярске на съезде "Единой России", - о необходимости разработки программы "Дети России", которая наряду с программами "Образование", "Здравоохранение" и другими должна войти в число приоритетных. "Дети России", на мой взгляд, одна из самых актуальных программ, в ее структуру органично встраивается и решение проблемы школьной формы. Главная в том, что, решая целый комплекс воспитательных задач, она одновременно послужит импульсом для развития производства.

Директор Курганской швейной фабрики Владимир Папулов тоже считает, что школьная форма принесет пользу не только школьникам, но и легкой промышленности. Владимир Семенович знает, что говорит. На протяжении последних нескольких лет англичане размещают заказы на пошив форменной одежды для своих детей на Курганской фабрике. Это обходится им значительно дешевле, чем на своих мощностях. У фабрики своя выгода: зарубежные заказы, которые занимают всего 15 процентов от общего объема производства, дают предприятию дополнительные рабочие места, возможность быть на плаву, платить зарплату и налоги.

Не так давно школьную форму ввели в Оренбурге, сделав это постепенно: в 2000 году - для учащихся первых классов, в 2002-м - для начальной школы, а через год - для всех школьников. Существует постановление губернатора "О поэтапном введении комплекта школьной одежды учащихся общеобразовательных учреждений области", решены вопросы финансирования, позволяющие значительно удешевить школьную одежду без ущерба для качества. Малообеспеченные семьи в счет областного бюджета получают дотацию в размере 380 рублей.

В октябре этого года руководители Копейской, Коркинской, Троицкой и Кыштымской швейных фабрик обратились к руководству Челябинской области с предложением рассмотреть вопрос введения школьной формы в наших школах. Конечно, это дело не одного месяца. Потребуется огромная организаторская работа по созданию коллекции, размещению заказов на сырье, финансированию и накоплению запасов, формированию системы, исключающей необоснованные торговые надбавки и т.д. Но игра стоит свеч. Школьная форма сегодня является узловой проблемой, развязав которую можно решить целый комплекс воспитательных, патриотических, социально-экономических задач. По оценкам специалистов, реализация проекта в масштабах области эквивалентна ежегодному объему производства в 600-800 миллионов рублей, отчисления в бюджеты всех уровней составят 100 миллионов рублей, появится более 1500 рабочих мест для женщин.

Большинство структур и ведомств Челябинска и области, причастных к решению проблемы, высказываются за введение школьной формы. Положительный вердикт вынесли руководители город-ского и областного управлений образования, Законодательного собрания области и даже регионального отделения партии "Единая Россия".

Словом, вопрос со школьной формой назрел, и многие регионы пытаются его решать. Пока в одиночку. Может быть, настала пора попробовать это сделать сообща? По своей значимости программа "Школьная форма" "тянет" на федеральный уровень, а у Челябинской области, неоднократно становившейся инициатором многих начинаний подобного масштаба, есть все основания, чтобы выступить в этой роли еще раз.

Лидия ИВИНА