07-12-99
Любовь ИГНАТЬЕВА
Челябинск
Творчество талантливого и чуткого к жизни композитора опирается на твердые и глубоко продуманные эстетические принципы музыкального искусства. Михаил Дмитриевич развивает и переосмысливает традиции зарубежной и отечественной музыки, называя в качестве любимых композиторов Бетховена, Бизе, Равеля, Чайковского, Шапорина, Шостаковича. В произведения разных жанров он преломляет эмоционально-образные сферы и музыкально-выразительные средства, которые в равной мере можно отнести к неоклассицизму и романтизму, к традициям отечественного реалистического искусства второй половины ХХ века.
Вся жизнь и творчество Смирнова связаны с Уральским краем. Родина композитора - село Белоярка Щучанского района Курганской области. Атмосфера семьи, где звучали русские народные музыкальные инструменты гармошка, баян, балалайка и песни, во многом определила будущие интересы композитора. Отец будущего композитора был одним из первых строителей Челябинского тракторного завода, работал там слесарем-лекальщиком, там же начинал токарем-карусельщиком Михаил. По вечерам пел в хоре, играл на баяне, кларнете.
Затем - учеба в Челябинском музыкальном училище по классу кларнета, в Уральской государственной консерватории, которую он закончил дважды: в 1955 году как кларнетист, а в 1961 году как композитор. С 1961 года М.Д. Смирнов живет и работает в Челябинске, сочетая композиторскую деятельность и педагогическую работу. В 1981 году композитор был удостоен почетного звания "Заслуженный деятель искусств РФ" и ученого звания доцента Челябинского института культуры, в 1995 - профессора, в 1999 году ему присвоено звание "Почетный работник высшего образования РФ". С 1966 года он является членом Союза композиторов России, создателем Челябинской композиторской организации. Среди десятков учеников М.Д. Смирнова - художественный руководитель оркестра русских народных инструментов "Малахит", заслуженные деятели искусств России профессор В. Лебедев и доцент А. Кривошей, заслуженные артисты России П. Раковский и В. Ярушин, композиторы В. Веккер, И. Дорохов, В. Рябов...
В мироощущении композитора органично сливаются мудрость человека, много испытавшего в жизни, и глубокая ранимость, сочувствие ко всему живому. Михаил Дмитриевич считает, что музыка для человека - это его жизнь, она живет в человеке всегда, помимо его воли или сознания. Именно благодаря музыке легче дышит на земле все живое, каждая травинка...
В его творческом активе песни, романсы, кантатно-ораториальные сочинения, произведения для самых разных инструментов: фортепиано, скрипки, альта, баяна, балалайки, кларнета, оркестра русских народных инструментов, пять симфоний. Одна из главных примет творчества М. Смирнова - "глубокое чувство малой Родины", его обращение к уральской теме, творчеству местных поэтов.
Смирнов создал своеобразную музыкальную летопись истории рабочих коллективов Челябинска: кантата "Слава делам боевым, слава рукам трудовым!" посвящена коллективу ЧТЗ, оратория "Имени железного наркома" - коллективу завода имени С. Орджоникидзе. Среди произведений уральской тематики оратория "Седой Урал", симфоническая поэма "По сказам Бажова", "Уральская кадриль", "Уральская увертюра", Первая симфония, посвященная памяти П. Бажова, симфоническая картина по сказу П. Бажова "Огневушка-поскакушка".
Наиболее яркой и динамичной гранью творческого дарования композитора являются его произведения для симфонического оркестра. В них воплощены трагические страницы истории нашей страны: события Великой Отечественной войны, страшные эпизоды массовых политических репрессий в России, трагедии сегодняшнего дня - военные действия в Чечне. Обращаясь к конкретным событиям нашего времени, стремясь к глубинному постижению духовной атмосферы сегодняшних дней, композитор вводит в партитуры своих произведений новые инструменты, новые средства выразительности: ритм-группу, магнитофонную запись, интонации духовных песнопений, использует технику коллажа. А то вдруг зазвучат песня, марш или частушка. В юбилейный год композитор завершил Пятую симфонию, премьера которой состоится сегодня в театре оперы и балета имени Глинки на вечере к 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности композитора. Новое произведение посвящено памяти жертв чеченской войны. Так же, как Достоевский, Смирнов в этом произведении говорит о том, что человек, существо разумное, страшен и безобразен в социальной трагедии.
А те, кто не попадет сегодня на творческий вечер Михаила Дмитриевича, все равно услышат его музыку. Каждое утро в позывных областного радио звучит гимн Челябинской области, написанный Смирновым в ином состоянии и по другому поводу. n