08-02-02


Квартира на крыше

Появятся ли в Челябинске обновленные "хрущевки"?

Евгений КИТАЕВ

Челябинск

В последнее время челябинские застройщики стали пристальнее вглядываться в так называемые дома первых массовых серий, в народе - хрущевки. Фирмы "Дом-Сервис" и "Символ" оценивают возможность реконструкции домов квартала, ограниченного улицами Карла Либкнехта, Сони Кривой, Володарского и Свердловским проспектом. На уровне конструктивных мероприятий решается вопрос относительно других зданий: Кирова, 9, Воровского, 23. Внимание "Дом-Сервиса" и "Теплого дома" привлек угол Энтузиастов и Сони Кривой. Аналогичные намерения есть у Челябинскгражданстроя и Главюжуралстроя. Бывший главк присматривается к типовухам на улице Смирных.

Процесс этот приветствует челябинская мэрия. Побуждающим мотивом большой перестройки служит состояние жилищного фонда Челябинска. В областном центре примерно 21 миллион квадратных метров жилья, шесть миллионов из которых приходится на долю хрущевок, достаточно непрезентабельных, не отвечающих запросам и духу времени.

Если дома первых массовых серий надстроить всего на один этаж, появится дополнительно 1 миллион 200 тысяч квадратных метров площади. А если на два? Возводили первенцев панельного домостроения крепко, на совесть. Так что фундаменты и несущие конструкции, отмечают специалисты, выдержат.

В 96-м году в Челябинске появилась программа ремонтно-реконструкционных мероприятий, в которой были названы объекты приложения сил, отражены данные об их состоянии. Основной расчет делался на то, что жителей подпадающих под реконструкцию зданий будут временно переселять в другие дома, а когда работы завершатся, они вернутся на насиженные места. Однако жизнь показала: намерения эти трудновыполнимы, если выполнимы вообще. Чтобы организовать подобный конвейер, необходимо строить дополнительное жилье для городских переселенцев, что-то вроде общежитий непостоянного проживания. На временное переселение не соглашались и сами люди. До 80 процентов опрошенных заявляли: или дайте новое жилье, или оставьте в покое.

В результате власть изменила акценты. Была сформулирована иная идеология: удовлетворить потребности города поможет бизнес, если учитывать его интересы. Компромисс применительно к мероприятиям по реконструкции старых зданий выглядит следующим образом: коммерческие организации надстраивают хрущевки, получая образовавшиеся таким образом квартиры, но при этом не забывают о жильцах, всем улучшают условия проживания.

Подумав, застройщики согласились. Но возникли проблемы правового свойства, которые в значительной степени сдерживают ныне массовую модернизацию хрущевок. По Гражданскому и Жилищному кодексам право на места общего пользования - ту же кровлю - имеют все жители дома. Другими словами, для начала работ недостаточно волевого решения власти, требуется согласие всех без исключения жильцов, что больше похоже на утопию, ибо такого единодушия нельзя представить даже после самых щедрых посулов застройщиков. Перешагнуть через субъективный фактор нельзя. В нашей северной столице, Петербурге, создан прецедент, жильцы в судебном порядке опротестовали надстройку жилищ.

Более или менее реальные плоды работа может дать там, где здания принадлежат жилищно-строительным кооперативам (ЖСК) или охватываются товариществами собственников жилья (ТСЖ). Провести нужное решение в этих общественных организациях можно двумя третями голосов, то есть, чтобы надстраиваться, достаточно согласия 60-70 процентов собственников. Однако кооперативы строили, как правило, не хрущевки. А ТСЖ в городе около полутора десятков - капля в море, причем далеко не все из них охватывают своим влиянием старые дома. Вывод: чтобы реализовать коммерческий интерес, застройщикам прежде надо поработать с населением, и шансы для того, чтобы подтолкнуть людей к объединению, у них есть. Товарищества собственников, по определению, структура, создаваемая в интересах жильцов. ТСЖ вправе защищать дворовые территории от "уплотнений", протестовать против стоянок и других посягательств, искать жилищно-коммунальные организации, требующие за услуги меньшую плату. Короче говоря, на создание этих товариществ население сподвигнуть можно, когда объявятся инициаторы.

Если же перспектива организации ТСЖ остается туманной, тоже не все потеряно. Сегодня в Законодательном собрании области готовится проект положения, предусматривающего, что решение о реконструкции по аналогии с товариществами могут принимать две трети проживающих в доме собственников.

Что могут предложить в качестве компенсационных мер за причиненные неудобства челябинские застройщики? В администрации Челябинска выдвинули условие: взявшись за реконструкцию, они модернизируют недостаточно теплые по сегодняшним меркам стены, отремонтируют внутренние коммуникации, благоустроят дворы. Новые кровли, сооружаемые ими, обезопасят жильцов от протечек, а городской бюджет - от огромных затрат (программа "Кровля", предусматривающая наведение порядка в этом хозяйстве, оценивается в полмиллиарда рублей). Еще застройщики должны сделать эркеры для лифтов, установить сами лифты (их положено иметь зданиям выше пяти этажей). Таков "джентльменский набор". Кроме того, людям, проживающим на верхних этажах, могут предложить двухуровневые квартиры - за отдельную плату. Фирма "Дом-Сервис", к примеру, в здании N 23 на улице Воровского готова произвести и внутреннюю перепланировку, сделать просторнее квартиры, подъезды, но также при условии, что в этом поучаствуют финансами сами жильцы.

Реконструкция старых городских построек сегодня не вписывается и вряд ли уже может быть вписана в жесткую программу или схему. Вестись она будет в соответствии с наступившими реалиями - по мере появления у частных фирм коммерческого интереса и возможности этот интерес реализовать. n

"Реконструкция - это какой-то ужас!"

В Челябинске дома на улице Свободы, 88 и 86, были реконструированы еще несколько лет назад. К двум серым многоэтажкам стиля "сталинский ампир" пристроили еще по два этажа. Кстати, их сразу видно, но не по свежей штукатурке, а по обилию евроокон, жалюзи, спутниковых антенн НТВ+ и кондиционеров. Однако соседей с "низших" этажей подобная квартирная роскошь нисколько не радует.

Виктория Тихоновна, пенсионерка:

- Хорошие у нас соседи, грех жаловаться. Но я никому не пожелаю пережить то, что пережили мы во время надстройки двух новых верхних этажей. Творился какой-то ужас! Наша семья живет в квартире на четвертом этаже, и время стройки обернулось для нас совершеннейшим кошмаром. Нас постоянно заливало водой, круглые сутки что-то грохотало, в коридоре трясся, готовясь вот-вот обвалиться, потолок. А у нас еще внук тогда родился, я думаю, что ребенок испытал ни с чем не сравнимый шок.

Петр Степанов, пенсионер:

- Не завидую тем людям, которым придется испытать так называемую "реконструкцию". Во дворе у нас тогда была натуральная свалка строительного мусора, до дома не добраться. Из подъезда на улицу выходили, задрав глаза наверх, а вдруг упадет сверху какой-нибудь кирпич. И они падали! Не покалечили никого хоть, слава Богу! Сейчас все в порядке, жизнь наладилась, но ощущение постоянной опасности, ожидания ЧП я помню очень хорошо.

Наиля Багаутдинова, воспитатель детского сада:

- Большинство жильцов нашего подъезда было не согласно с тем, что городские власти решили в нашем доме надстроить еще два этажа. Мы собирали подписи против этого строительства, писали в различные инстанции коллективные жалобы с требованием остановить стройку. Бесполезно! Мы ждали, что жильцов, ну хотя бы пенсионеров, на время реконструкции куда-нибудь выселят, но ничего подобного не произошло. Та стройка - это просто издевательство над людьми.