08-02-03


Власть не должна действовать кулуарно

Андрей Косилов предлагает Вячеславу Тарасову сделать выбор

Коррупционный конфликт с участием городского прокурора Сергея Давыдова, челябинского градоначальника Вячеслава Тарасова и группы челябинских предпринимателей заставил многих задуматься о том, на каких принципах должны строиться отношения власти и бизнеса, общества и избранной им власти. Насколько публичными должны быть действия власти при принятии решений, которые затрагивают интересы всех горожан. В номере за 6 февраля на странице "Мнения" журналист "Челябинского рабочего" Лев Лузин высказал свой взгляд на суть конфликта. Продолжая начатую дискуссию, мы предоставляем слово человеку, непосредственно вовлеченному в этот конфликт, - первому вице-губернатору области Андрею Косилову.

Наше общение Андрей Николаевич начал с реплики о том, что не боится упреков своих оппонентов в том, что он напрямую участвует в конфликте: "Но я этого никогда и не скрывал".

Справедливости ради добавим от себя, что скрыть это было бы сложно. В первой же серии прошедшего на ТВЦ фильма "Коррупция в администрации Челябинска" (пока существует две серии) А. Косилов самолично комментировал ситуацию, задавая риторические вопросы мэру и отвечая на них.

- Сегодня практически все представители властной и бизнес-элиты демонстрируют желание дистанцироваться от конфликта, публично интерпретировать его как заурядную склоку между прокурором и мэром. И это является, на мой взгляд, большой ошибкой, так как такая позиция местных политиков может быть не принята и не понята обществом.

Посмотрите, что происходит. Депутаты признаются прессе в том, что не готовы комментировать ситуацию. И сразу становится понятно, что у политиков, которые обещали треть руководства области посадить в тюрьму, нет своей четкой позиции. На словах элита заявляет, что необходимо бороться с коррупцией, а на деле предпочитает делать вид, что лично ее происходящее не касается. Таким образом обществу навязывается мысль о том, что власть должна действовать кулуарно, иначе говоря, ты как чиновник можешь участвовать в чем угодно, но пусть только уши твои не торчат.

Меня обвиняют в том, что я якобы чуть ли не дирижирую конфликтом. Но почему обществу навязывают такое мнение? Да, у меня есть позиция, и я ее открыто высказываю! И чем мое поведение менее порядочно в сравнении с позицией челябинского вице-мэра Еналеева, который сначала организует дарение известной спортсменке Лидии Скобликовой норкового манто стоимостью несколько десятков тысяч рублей, а на другой день понуждает ее подписать письмо с обвинениями с мой адрес и в поддержку Тарасова? Самое интересное, что в тексте письма, которое подписывала Скобликова, как она сама говорит, не было моей фамилии, она появилась позднее.

- В чем, на ваш взгляд, суть происходящего конфликта?

- Конфликт городской власти и общества возник не сегодня. Пять-шесть лет назад в Челябинске начала складываться группа предпринимателей, которые за счет получения особых преимуществ резко нарастили капитал. И Никитин, и Еремин, и Колесников с Карликановым регулярно получали льготы и привилегии только за счет своих особых отношений с Тарасовым. Какое-то время они сосуществовали бок о бок, но однажды им стало тесно в одном городе, и тогда они принялись делить сферы влияния. Здесь достаточно вспомнить историю с выделением Колесникову земельного участка под строительство торгового комплекса "Синегорье". Рассказывают, что Артуру Никитину было предложено выступить соинвестором проекта, однако он в один день добился отмены предыдущего постановления и выделения участка ему в единоличное пользование.

В условиях рыночных отношений столкновение экономических интересов становится первоосновой любого конфликта. Так произошло и в нашем случае. Такой своей политикой, практикой принятия решений Тарасов создавал основу для этого конфликта. Кстати, потеряв на выборах 2000 года более 50 тысяч голосов избирателей, мэр получил мандат на власть лишь от каждого пятого челябинца. Не замечать системного кризиса, который сегодня развивается в Челябинске и который оборачивается недоверием ко всей системе власти, больше нельзя. Потому что в противном случае это может обернуться потерей голосов на выборах президента, губернатора. Про мэра и говорить не приходится.

- Кроме Артура Никитина кто из предпринимателей вовлечен в противостояние с городским прокурором?

- Конфликт пытаются свести к противостоянию Артура Никитина и прокурора Давыдова. Но это не так. Ситуация вокруг парка Пушкина не имеет к Артуру никакого отношения. Там есть другой предприниматель, Владимир Полянский, к которому у прокуратуры города некоторое время назад стали возникать серьезные вопросы. Сегодня на виду у всего Челябинска, по сути, происходит хулиганство. Приехали в парк Пушкина, сломали и увезли скульптуры, за которые с ними якобы не расплатились. Надо еще посмотреть, кому они принадлежат! И обывателям это подается как действия обиженного предпринимателя. На кого обиженного? На мэра, который всегда отдает ему вне конкурса выгодные подряды? Но ведь за "Сферу любви" мэрия тоже не смогла рассчитаться... Был даже суд, однако Митрошин медные листы со своей композиции не срывал.

Говорят, что сам Тарасов в Москве и не знает, что за его спиной делает Полянский. Но в это невозможно поверить.

- Можно уточнить, сейчас вы комментируете конфликт как первый заместитель губернатора?

- Я высказываю в первую очередь свою гражданскую позицию. И если в данном случае она совпадает с позицией городского прокурора, я не считаю нужным скрывать ее. Два с половиной года средства массовой информации г-на Юревича безосновательно поливают нас грязью. И это не мешает ему дружить с Тарасовым, который в свою очередь ни разу публично не осудил подобные выпады в наш адрес. Зато стоит мне публично покритиковать челябинского мэра, он сразу бежит к губернатору с просьбой заставить меня замолчать. Но ведь всему же есть предел...

Махмудов, Кичеджи, Пумпянский, Юревич - вот далеко не полный список тех, кто напрямую заинтересован в отставке прокуроров области и города - Брагина и Давыдова. Тех, кто уже не первый год пытается взять под контроль не только экономику, но и легитимную власть. И, я уверен, они вновь потерпели поражение. Их попытки через скандал с городской прокуратурой "свалить" Брагина провалились.

В первой передаче на ТВЦ я сказал о том, что Вячеслав Михайлович Тарасов должен сделать для себя выбор, с кем он сегодня: с горожанами, интересы которых должен защищать, или с группой предпринимателей, которых сам и взрастил несколько лет назад. Мне думается, возможность такого выбора у Тарасова остается и сейчас.

Сергей БЛИНОВСКИХ