08-04-03


На разных языках

говорят жильцы старой пятиэтажки и новоселы-бизнесмены

Лидия ПАНФИЛОВА

Челябинск

25 января нынешнего года жильцы четвертого подъезда дома N 46 по Свердловскому проспекту проснулись от шума и грохота. Задрожали стены, зазвенела посуда в шкафах... Причина оказалась в том, что пустовавшее на первом этаже помещение, в котором когда-то располагался магазин, обрело другого хозяина в лице Челябинского филиала ОАО "Мобильные телесистемы". Руководители МТС решили сделать на первом этаже дома N 46 по Свердловскому проспекту еще один офис. И с помощью подрядной организации "Рэкком" приступили к переустройству помещения. Вот только никаких разрешающих документов на проведение работ у них не оказалось. Между тем в соответствии с постановлением главы Челябинска существует порядок реконструкции (перепланировки) нежилых помещений, в соответствии с которым приступающие к реконструкции физические и юридические лица должны предварительно заручиться пакетом необходимых заключений и согласований. Строители начали работы, имея на руках всего лишь рабочий проект.

Жильцы забили тревогу, протестуя против ежедневного грохота (в уже упомянутом постановлении о порядке реконструкции говорится о недопустимости ухудшения условий проживания собственников соседних помещений), а кроме того, опасаясь за судьбу старой пятиэтажки. Написали письма в администрацию Центрального района, КТОС "Алое поле", редакцию "Челябинского рабочего", милицию, балансодержателю. В итоге 31 января на свет появилось предписание за подписью заместителя начальника УКХ администрации Центрального района А. Гурина: "В срочном порядке приостановить ремонтно-строительные работы: до оформления необходимых документов". Но даже после появления предписания работы прекратились далеко не сразу. С большим трудом жильцы дома N 46 по Свердловскому проспекту заставили МТС и их подрядчиков соблюдать общепринятые нормы и правила. Стоит ли говорить о том, что далось все это огромными затратами сил, времени и нервов.

Почему ремонтные работы велись без разрешающих на то документов? Вот как отвечает на этот вопрос руководитель Челябинского филиала ОАО "МТС" В. Бежин:

- Мы спешили раньше начать работы, чтобы уже к сентябрю открыть новый офис, - говорит Вячеслав Венальевич. - А документы у нас все равно будут, так не все ли равно, месяцем раньше или месяцем позже мы их получим?

В. Бежин и другие сотрудники МТС абсолютно убеждены в том, что своим приходом осчастливили жильцов дома N 46 по Свердловскому проспекту. И перечисляют преимущества соседства со своим будущим офисом: на доме будет установлено видеонаблюдение, что обезопасит его от квартирных краж, со стороны фасада появятся фонтан и тротуарная плитка, старые деревья будут заменены на новые, оборудована автостоянка, снесены нынешние неказистые ларьки и вместо них построены новые торговые павильоны и т.д:

Все это замечательно. Но проблема в том, что сегодня жильцов больше всего волнуют не сомнительные преимущества стоянки под окнами и не замена старых деревьев, а то, что творится в их квартирах. После первого этапа строительных работ в помещении бывшего магазина жители злополучного дома пригласили комиссию в лице представителей "Ремжилзаказчика" и ЖРЭУ-3 Центрального района, которые осмотрели квартиры и составили соответствующие акты. По мнению комиссии, в результате ударов кувалдой, с помощью которой строители сносили кирпичные перегородки внизу, потолки и стены расположенных на верхних этажах квартир покрылись сетью трещин, у некоторых перекосило косяки дверей, обрушились короба вентиляции, в результате чего в квартире появилась обратная тяга. Ущерб оценивается кому в 3,5 тысячи рублей, кому в две, кому в 500.

Но МТС не спешит компенсировать причиненные неудобства, оспаривая каждую трещину и находя причины и отговорки. Актуален, например, такой аргумент. "Никто не проверял состояние квартир до начала ремонтных работ, - говорят представители МТС. - Поэтому надо еще доказать, что обрушение коробов вентиляции произошло именно из-за строительства нового офиса, а не по вине самих жильцов".

Если следовать этой логике, то впору ратовать за введение новой системы: как только строители приходят переоборудовать помещение на первом этаже под магазин или офис (а такое сегодня сплошь и рядом), срочно приглашать представителей балансодержателя и эксплуатационников для составления актов о состоянии квартир на верхних этажах. А то мало ли что.

Видимо, говорить о вкладе в благоустройство города в общем и целом проще, чем уважать права конкретных людей. Только не лучше ли поступиться, например, частью тротуарной плитки или оставить в покое старые деревья, но зато возместить нанесенный жильцам ущерб? В конце концов умение найти общий язык с людьми - неотъемлемая часть деятельности любой уважающей себя фирмы, тем более, если она работает в сфере коммуникаций.

Есть у этой истории и еще один аспект. Сегодня нередки ситуации, когда бизнесмены, приобретая в собственность помещение, начинают в нем масштабную реконструкцию, не дожидаясь необходимых утверждений и согласований. Нужные документы собираются задним числом, когда новый офис уже готов. Что там за евроремонтами, в каком состоянии несущие конструкции, какие трещины скрыты за дорогими обоями - все это до поры до времени остается тайной, которая, однако, в любой момент может выйти наружу. И хорошо, если без разрушительных последствий.