08-04-03


Школа как дерево жизни...

С этим образом ассоциируется она у начальника главного управления образования и науки области Владимира Садырина

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

Сегодня Владимир Витальевич отмечает свое 50-летие. На юбилее принято произносить добрые слова и шутки. Наверное, прозвучит и эта: "Садырин занимается образованием в перерывах между съемками". Поводом для нее послужило пристрастие Владимира Витальевича к фототворчеству. Конечно, в действительности все совсем не так. Кадры делаются между делом, по пути на работу, в поездке по области и т.д. Но фотографий за 40 лет увлечения накопилось столько, что их хватило уже на несколько выставок. В коллекции работ Владимира Витальевича есть один замечательный снимок. Цветущее дерево склонилось над быстро текущей рекой. Вода подмыла почву, оголив его корни, но дерево не погибло. Напротив, крона пышно зеленеет вопреки обстоятельствам и на зависть всем. У Владимира Витальевича это дерево ассоциируется с системой образования. Сегодня ее тоже лишили благодатной почвы, но она, вопреки жестким условиям, живет и развивается. А с приходом В.В. Садырина областная система образования еще и уверенно вошла в пятерку сильнейших по России. Впрочем, этот факт никого не удивляет. Где Садырин - там стабильность. Люди помнят то оживление, когда два года назад соединили две системы образования в одну и предложили ее возглавить бывшему главе Сатки - В. Садырину. Ожидания он не обманул. Что помогает ему сегодня в работе и питает его оптимизм?

- Если в России нет безвыходных ситуаций, то в образовании их не бывает в принципе, - говорит Владимир Витальевич. - Сегодня любое сельхозпредприятие может не работать. Почта, магазин. А школа, даже малокомплектная, с одним учителем и с одной техничкой, будет работать! Недавно в Брединском районе мне сказали, что село создал директор школы! Школа остается единственной дорогой на пути к достойной жизни.

- Да, но кто там сегодня работает?! Все чаще пенсионеры, люди изношенные, больные. Как можно сохранять оптимизм, когда реформа не решает главных проблем в образовании? Не дает учителю достойную зарплату, а школе - достаточных материальных средств?

- Беда вся в том, что мы научились лукавить в отношении школы и учителя. Говорим о том, что нам выгодно. Можем сказать, что в школе все плохо. И наоборот, что там все хорошо. По сравнению с пятью годами назад школа, конечно же, изменилась. Сегодня там - компьютерные классы, мультимедийные проекторы, электронные учебники. В прошлом году появилось новое физкультурное оборудование. Школы получили по сто томов классической литературы (40 тонн груза!), за три года более чем на 120 миллионов рублей, учебников. Увеличилось количество спортивных секций.

Но сегодня действительно не решаются две кардинальные проблемы. Оплата труда учителя и материальная база школ.

- Вас это не бьет по рукам?

- Нет, не бьет. Я стараюсь сосредоточиться на том, что могу изменить. Не хватает учителей? Давайте дадим им бесплатное жилье. С условием, что за него нужно отработать десять лет. Этого недостаточно? Откроем дистанционный лицей для любознательного ребенка, у которого нет учителя физики. Пусть обучается по Интернету. Сегодня совместно с ЧГПУ мы создаем такой лицей. Скоро должны получить сто спутниковых тарелок. Плохо учат в малокомплектных школах? Будем возить детей в хорошие опорные школы в районе. На сегодня для этих целей мы получили 248 автобусов по программе "Школьный автобус".

Начали платить по две тысячи подъемных нашим молодым учителям, повышаем их социальный статус. Проводим в вузах губернаторский набор. В апреле у нас конкурс "Учитель года", вручим победителю автомобиль.

В этом году хотим поддержать техническое творчество. Нам нужно полтора миллиона рублей, чтобы дети не из самых богатых семей пришли на тот же картинг, судостроение, авиамодельный спорт.

Что касается материальной базы, приводим в порядок многие школы. Начали с крыш и водосточных труб. Конечно, средств не хватает. Их нужно в десятки раз больше. Но ведь можно и рационально использовать то, что есть.

- Ваш оптимизм заражает. Наверное, из-за него вас приняли и полюбили в области?

- Не думал об этом. Когда-то прочитал, что чиновник работает не за спасибо и не должен ждать благодарности. Мешает это работе. А главное ведь - дело. Давайте говорить о другом.

- Давайте!

- Когда я пришел, бюджет начального профессионального образования был 132 миллиона рублей. К нему - пятилетние долги за коммунальные услуги, методическую литературу. Сегодня долгов нет, а бюджет увеличился в шесть раз! Если бы мы не перешли в 2002 на федеральное финансирование, то эти бы деньги отобрали у тех же детских садов и школ. И не было бы тех программ, о которых я вам скажу позднее. Я могу провести вас по многим училищам, где условия лучше, чем в некоторых вузах. В Юрюзани, например, в училище N 21, в Кыштыме - в училище N 30, в Сатке - в 69-м, в Златоусте - в 111-м и т.д. И в этом нет ничего удивительного. На все объекты здравоохранения, культуры, образования, спорта, социального обеспечения областной бюджет выделил 71 миллион рублей, а мы из федерального бюджета получили только на училища 55 миллионов рублей!

Приводим в порядок крыши, общежития, приобретаем оборудование, станки. Во всех библиотеках стоят компьютеры. Профессиональные училища - это единственные по-настоящему доступные учебные учреждения. Любой может там бесплатно получить профессию.

- Но ведь ребята хотят учиться в вузах, а не в ПТУ?

- Этого хотят прежде всего родители. У нас сегодня получились дикие перекосы. Все службы занятости говорят, что наибольшее количество безработных как раз среди выпускников вузов. Нам не хватает токарей, слесарей, фрезеровщиков. У нас уже сегодня появились предприятия, которые вывешивают объявления: "Лиц с высшим образованием просим не обращаться". Обществу будет некуда деваться. Произойдет переоценка ценностей. Либо люди с высшим образованием пойдут на рабочие места, либо директора промышленных предприятий будут вынуждены завозить рабочую силу.

- Как это делают уже сейчас в Москве?

- Конечно. Она ведь раздала свои училища под вузы. И оставила себя без рабочих кадров. Сегодня там работают и молдаване, и таджики, и турки, и югославы, и финны. По населению Москва в три-четыре раза больше нас, а по количеству училищ - на одном уровне с нами. Наша система профобразования выглядит сегодня по всем показателям лучше общероссийской. Мы сохранили институт развития профобразования. А их всего три в России. И сегодня туда приезжают за деньги (!) люди со всего бывшего Советского Союза: из Перми, Екатеринбурга, Уфы, Тюмени, Краснодарского края и т.д.

Не все еще решено? Ну и пусть! А мы создадим ресурсные центры, в которых ребята могли бы проходить практику и осваивать новые технологии, в том числе и модульные. Поэтому вошли в программу министерства и национального фонда по созданию такого центра. Он откроется в Магнитогорске на базе 97-го училища. Там, где построили самый лучший сварочный полигон в России, современные токарные мастерские. Ребята охотно идут туда учиться. На вальцовщика конкурс - два-три человека на место!

- Вы хотели еще рассказать о программах в детском дошкольном образовании...

- Нам удалось переломить к нему отношение в обществе, и мы, одни из первых в России, приняли программу развития дошкольного образования. Стоимость ее 426 миллионов рублей на три года. Поэтому эпоха закрытия детских садов закончилась. Уже сегодня 72,8 процента детей дошкольного возраста ходят в детские сады. А в России - 56 процентов. Начали заниматься переподготовкой воспитателей, приобретением программ. Закупаем новые игрушки, развивающие игры.

Создали новую систему в областном диагностическом центре, чтобы выявлять отклонения в умственном и физическом развитии малышей. Лучше деньги вложить в ребенка до школы, чем потом: дороже будет. Выяснили, что малышей с задержками психического развития больше среди тех, кто не посещал детский сад.

В Магнитогорске 12 дошкольных учреждений, которые дети посещают бесплатно. В какой области есть еще такое?! Четыре миллиона рублей выделили через социальную защиту в помощь семьям, дети которых не могут посещать детские сады.

Открыли факультет дошкольного воспитания в Челябинском педагогическом университете на базе нашего педколледжа N 2. Начали переподготовку трех тысяч воспитателей. Впервые за 12 лет! До этого занимались только учителями.

- Владимир Витальевич, сколько же вы работаете в сутки?

- По 10-12, а то и по 14 часов. Для меня это нормальный ритм. Мои родители, помимо жизни, дали мне еще и свое трудолюбие. Отец в 13 лет был награжден медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны".

Еще научили доброму отношению к людям, умению видеть прекрасное. Поэтому спасибо им!

Вот такой человек Владимир Садырин: жизнелюб и оптимист по натуре. А еще - садовод, путешественник, собиратель книг и замечательный рассказчик анекдотов. Особенно на школьную тему. Кто слышал, тот подтвердит. "С ним интересно работать", - говорят коллеги.