08-04-04


Костер на лугу

Цветы купальницы - желтые, золотые шары

Нет, купальница нигде не купается. Она держится ближе к влаге, сырой луг - ее любимое место, но в воду не лезет. Всезнающий В. Даль подсказывает: купальница - это костер (купа) на ночевке, огонь в поле.

Цветок купальницы европейской - желтый шар. Абсолютно желтый, что необычно. "Классический" цветок таков: стебель-цветонос с цветоложем на конце, на цветоложе - чашечка, которая "по правилам" должна быть зеленой, в чашечке - венчик (именно он чаще всего окрашен в какой-то привлекательный цвет), в венчике - тычинки, среди тычинок - пестик. А у купальницы чашечка не зеленая, а желтая, как и венчик. Она, по сути, взяла на себя роль венчика, который спрятан внутри шара и как бы подавлен.

Значит, чашечка может превратиться в венчик? Вроде бы. А венчик умеет преобразиться в тычинки? Вроде бы. А листья способны обернуться чашечкой? Вроде бы...

К сожалению, о происхождении растений мы наверняка ничего не знаем. Канва эволюции как будто очевидна: от простого к сложному. Наверное, все началось с одной клетки, которая жила в воде. С водоросли. Чтобы получился стебель, несколько клеток должны прилепиться друг к другу и вытянуться в нитку. Может быть, так оно и было. Возник стебель или, как говорят ботаники, ось. А дальше? Как появились на стебле побеги, как раскрылись листья, как отросли корни, как распустились цветы? Кто это задумал и кто это сотворил?

Начав с живой точки (с клетки), природа протянула живую линию стебля, соткала живые эллипсы, треугольники и другие геометрические фигуры листьев, набрала живые диски и шары цветов... Она буквально "купалась" в геометрии.

Лишайники не имеют ничего - ни стебля, ни листьев, ни корней. Один таллом, тело. Мхи обзавелись чем-то вроде стебля. Вымершие псилофиты уже имели листья. У папоротников листья огромные, а стебли почему-то заглублены в землю. Плауны часть стебля приспособили под корень. Наконец, семенные растения выбросили навстречу солнцу цветы.

Логично? Как будто логично. Однако, собрав многие звенья эволюции, наука не может связать из них всю цепь. Переходные формы почему-то спрятаны.

Наконец, есть тайна тайн. Не в том главная тайна, как возникли растения, а в том, как возникла программа, по которой они развиваются. Речь идет, как говорит профессор Д.С. Чернавский, "о самом интимном моменте этого процесса: о происхождении биологической информации. Вот не было информации, вот она стала. Как возник генетический код?" Мы так и не знаем, что чему предшествовало - яйцо курице или наоборот. За сотни миллионов лет растения неузнаваемо преобразились, усложнились, а одно и у примитивных водорослей, и у изощренной купальницы в сущности неизменно: две половые клетки (гаметы) сливаются в одну зиготу. Считается, что эволюция уводила половой процесс все дальше от воды: без нее невозможно оплодотворение у водорослей, лишайников, мхов, папоротников, но без влаги, без слизи невозможно оно и у высших растений. И даже у человека.

От одной клетки до купальницы - чтобы пройти этот путь, природе потребовались миллионолетия, а мы хотим виртуально повторить его за какую-нибудь тысячу лет...

Михаил ФОНОТОВ