08-04-04
Все началось с объявления в газете: "Всех, кто разделяет ценности социального равенства, самоуправления и самоорганизации, прогресса, альтернативного образа жизни, культуры, ненасилия, приглашаем познакомиться... и присоединиться". Через некоторое время с инициатором этого необычного приглашения Павлом Наумовым мы встретились в редакции. Гость представился лидером движения "За автономное действие". И завхозом областного общества инвалидов. "Впрочем, к идеям ненасилия и самоуправления моя нынешняя работа не имеет отношения", - уточнил Павел. постоянно действующих членов движения пока всего пять человек плюс сочувствующие и симпатизирующие. На первый взгляд, идеи Павла и его немногочисленных единомышленников - утопия чистой воды. Мыслимое ли дело: пытаться пропагандировать ненасилие в обществе и государстве, которое изначально на нем и построено? Но, с другой стороны, не из воздуха же возникают такие мысли...
Думается, рано говорить о сколько-нибудь серьезной общественной значимости этого движения. Я лично вообще не уверен, осуществятся ли идеи Павла даже лет через 100. Зато образ мысли нашего героя, безусловно, примечателен.
- Отношения в современном обществе, как правило, построены на насилии, - рассказывает Павел. - В семье, в армии, на работе, в целом в государстве. Это неправильно. С помощью насилия ни одной проблемы, по большому счету, решить нельзя. Особенно в долговременной перспективе. Сиюминутные какие-то вопросы решить с помощью насилия легко. Заставить кого-то на себя работать. Запугать. Убить негра, таджикскую девочку или кавказца, как это уже происходит в России. Но разве от этого мир вокруг нас становится лучше?
- Вы антифашисты?
- Это одно из важных направлений в нашей деятельности. Вы же видите, что происходит в стране - взгляды населения становятся все более радикальными. Часть граждан склоняется к фашистским воззрениям. В том числе и в Челябинске. До криминальных действий у нас пока, к счастью, не дошло, но где гарантия, что этого не случится в будущем? В этой ситуации мы считаем важным разъяснять людям, что лозунги типа "Мы русские, и потому все нам должны" - это совсем не круто, а, скорее, наоборот. Могу вам сказать, что в Челябинске появились так называемые "красные скинхеды", которые разделяют антифашистские взгляды. Они готовы действовать как по закону, так и методом так называемого "прямого действия". Ведь что главное сегодня? Чтобы те, кто разделяет фашистские взгляды, не смогли почувствовать безнаказанность.
- Что тогда, по-вашему, надо делать с армией, которая по своей природе не может обходиться без насилия?
- Я не хочу ничего общего иметь с армией, которая кого-то захватывает, завоевывает, порабощает. Или "насаждает демократию", как американские солдаты в Ираке. Нормальная армия должна быть построена по принципу швейцарских сил самообороны.
- А милиция?
- Ее заменят дружины по охране правопорядка.
- Но, согласитесь, государство не может существовать без принуждения:
- И поэтому чем меньше государства, тем лучше. Со временем это люди поймут. Государство постепенно должно уходить из тех сфер жизни, где можно обойтись без него. Оно нужно там, где без него нельзя. В судебных спорах международного характера, в оснащении сил по борьбе с терроризмом. Вообще отношения между людьми могут быть властными и безвластными. Мы - за второе. Тогда все люди свободны и в этом равны.
- Но если, к примеру, у меня на работе есть начальник, значит, я ему не равен и не свободен?
- Начальников или хозяев в традиционном понимании в будущем не будет. Останутся координаторы, которым ваш коллектив доверит представлять свои интересы.
- А что тогда делать с собственностью?
- Она должна быть коллективной.
- Может быть, мы своему боссу или координатору будем и зарплату назначать?
- Именно так!
- Да это фантастика какая-то!
- Нас многие считают социальными утопистами. Но мы верим, что все будет именно так. Должно, конечно, пройти время, люди должны осознать:
- Что осознать?
- Что они мыслят стереотипами. Что возможно другое, более разумное, устройство взаимоотношений между людьми. Ведь что происходит сейчас? У кого большой счет в банке (неважно, как он появился), тот и свободен. Он - хозяин жизни, может собрать людей, заставить их что-то делать. Если у тебя нет денег, ты никто.
С другой стороны, люди не берут ответственность на себя. Они говорят: вот власть, пусть она занимается. А если власть плохо занимается проблемами людей или вообще не занимается?
В последнее время мне часто приходится слышать такую фразу: "Мне за это денег не платят". Все, что не продается и не покупается, - никому неинтересно, находится как бы за пределами человеческого сознания. Если вдуматься, это просто ужасно.
- Что вы предлагаете?
- Перейти от состояния социальной апатии ("моя хата с краю") к созидательным действиям. Люди объединяются в сообщества - коммуны, кооперативы, названия могут быть разные. Каждый берет инициативу на себя и, если никто не против, сам решает свою проблему, помогает друг другу. Если нужно - подключает единомышленников, активно используя при этом Интернет и другие достижения цивилизации. Мы не к первобытному обществу зовем, как иногда про нас думают. Это и будет настоящее самоуправление.
- А чем, если коротко, альтернативная культура отличается от традиционной?
- В современной массовой культуре почти все сводится к потреблению. А альтернативная культура предполагает активное участие людей в создании некого совместного творческого продукта.
- Что конкретного сделали члены движения за последнее время?
- В феврале провели митинг против депортации чеченского и ингушского народов, участвовали в антивоенных акциях, собирали вещи для беженцев из Чечни. Регулярно проводим обучающие семинары, на которых рассказываем о своих взглядах.
- И последний вопрос. Ваш любимый праздник?
- Конечно же, День Парижской коммуны.
Беседовал Александр СКРИПОВ