08-05-98


Не так уж страшен чемпион мира, как его малюют...

Портрет в семейной раме

Претенденту номер один на звание чемпиона мира челябинцу Андрею Шкаликову скоро исполнится 30 лет. По меркам профессионального бокса этот возраст считается "самым-самым" для больших успехов. Андрей не скрывает честолюбивых устремлений и рассчитывает продержаться в мировой элите WBA лет пять-шесть. Недавний бой уральца с четырехкратным обладателем золотого пояса Всемирной боксерской ассоциации американцем Фрэнком Лайлзом подтвердил обоснованность претензий Шкаликова на чемпионский титул. Напомню: титульный поединок Лайлз-Шкаликов состоялся 3 апреля в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико), судьи отдали победу чемпиону (теперь - пятикратному) с разницей в счете всего в два очка, хотя, по мнению специалистов и зрителей, этот бой выиграл Андрей...

...Конец апреля. Мы сидим в уютной челябинской квартире Шкаликовых. Жена боксера Татьяна стряпает блины (очень вкусные), старшая одиннадцатилетняя дочь Светлана учит уроки, младшая годовалая Полина то и дело подбегает к отцу и хватает с дивана разные предметы. В том числе - футляр диктофонной кассеты, авторучку, пояс чемпиона Европы. Лицо Андрея при взгляде на дочурку озаряется улыбкой и нежностью. "Мне так не хватает семьи во время заграничных тренировок и турниров", - говорит экс-чемпион EBU. Но у него такая работа. Восемь лет Андрей Шкаликов представляет Челябинск, спортклуб "Урал" и Россию на европейском и мировом профессиональном ринге.

О титулах

- В апреле прошлого года ты первым из челябинских мастеров-профессионалов выиграл звание чемпиона континента по версии EBU. А в ноябре без боя сдал полномочия. Почему?

- Травма помешала. За свою профессиональную карьеру я провел 35 боев, три из них проиграл (включая апрельский в Пуэрто-Рико). И всякий раз травмы не давали мне развернуться в полную силу.

Первое поражение в 8-раундовом рейтинговом бою в США я потерпел до своей первой операции. Второе, во Франции, было похоже на кошмарный сон. Сломал руку во время схватки и до финального гонга отбивался от противника одной рукой. А третий проигрыш оказался самым обидным, потому что Лайлзу я на самом деле ни в чем не уступал, хотя боксировал после сложнейших операций.

Но обо все по порядку.

Год назад в Сицилии, если ты помнишь, мне удалось отвоевать пояс чемпиона Европы у итальянца Мауро Гольвано (десятикратного чемпиона континента - Б.Т.). И тогда же встал вопрос о серьезном лечении обеих рук. Однако дома накопилось много дел. Таня вот-вот должна была родить, нужно было подготовить к ее возвращению из роддома новую квартиру. Я носился по Челябинску, ремонтировал вот это наше жилище, немного лечил руки (без оперативного вмешательства), понемногу тренировался. Руки как будто зажили, я провел сборы в Санкт-Петербурге, где живет мой менеджер Владимир Кушнир, и отправился во Францию, на спарринговые встречи. Во время одной из них я повредил локтевой сустав правой руки. Сославшись на тоску по родине и семье, я уехал в Россию и обошел здесь несколько хирургических клиник в Челябинске и Петербурге. Однако спортивные травмы - дело особое. Поэтому оперировать меня взялись только в Центральном институте травматологии и ортопедии в Москве, причем в очередь за группой гимнасток из сборной России, повредивших локти на чемпионате Европы. Операцию (даже две - на левой руке тоже) сделали в сентябре, а в октябре-ноябре мне нужно было отстаивать звание. Нереально. И, по совету промоутеров братьев Акариусов, я добровольно сложил полномочия чемпиона EBU, что позволило мне остаться первым претендентом на бой с чемпионом мира по версии WBA.

Подготовка к бою

- Сложно было набирать форму?

- Невероятно! Первоначально бой с Лайлзом был назначен на декабрь 1997 года. В США и странах Карибского бассейна по телевидению и радио раскрутили рекламу предстоящего поединка, подогревая интерес болельщиков. Но наша встреча не состоялась, ее перенесли представители чемпиона. А затем уже мои промоутеры оттягивали сроки боя, как могли. Потому что локоть заживал очень медленно. За полгода после операции я стал приличным легкоатлетом и футболистом - столько бегать и играть в мяч мне не приходилось никогда в жизни. Как только выходил на ринг - локти опухали. Только зимой я смог отправиться во Францию на спарринги с африканскими и арабскими бойцами. А в марте мы с командой вылетели в Америку, как я считал, достойно проигрывать чемпиону. Но вышло все иначе.

(окончание следует)

Борис Титов