08-06-2000


Лето. Город. Пыль

Она преследует нас повсюду, как собственная тень

Когда думаешь о лете в городе, сразу представляешь не зелень листвы и газонов, не играющие в струях фонтанов и оконных стеклах солнечные зайчики и не пестрые платья юных модниц, а зной, раскаляющий каменные мешки наших домов и улиц, и пыль, щедро дарящую серые оттенки всем краскам лета. После получасовой прогулки по Челябинску носки и гольфы у детей, независимо от первоначального цвета, становятся черными, а обувь покрывается внушительным слоем пыли.

Мало где увидишь работающий фонтан, освежающий воздух вокруг себя. Зато и там и тут - припаркованные на газоне автомобили. После таких стоянок трава уже не растет, но остается голая земля, с которой ветер постоянно сдувает миллионы песчинок, летающих над нами пылью. Можно ли с нею что-то поделать, или она непобедима?

Откуда что берется

- Пыль - вид аэрозоля, состоящего из мелких твердых частиц, - рассказала нам Наталья Галышева, начальник лаборатории мониторинга атмосферного воздуха областного Гидрометцентра. - Причем естественной пылью считаются частицы, возникающие при выветривании горных пород и почвы, других природных процессах. Есть и антропогенная пыль, возникающая в результате производственной деятельности человека.

Последние три года количество пыли в Челябинске колеблется от 0,7 до 1,3 предельно допустимых концентраций (ПДК). Одним из самых чистых в этом отношении районов считается северо-запад - максимальная разовая концентрация пыли в прошлом году там была зафиксирована летом 0,8 ПДК. А самую высокую запыленность зафиксировала в феврале прошлого года наша станция в Металлургическом районе - 2,6 ПДК. Вообще заметных сезонных перепадов пыли мы не наблюдаем. Зимой дым и сажа из труб котельных и частных домов компенсируют почвенную пыль, которая нам так заметна летом.

В ОАО "Челябспецтранс" только успевали загибать пальцы, считая причины появления пыли:

- В городе много строящихся объектов, но мало где оборудованы площадки и подъездные пути. Поэтому машины со строек на своих колесах растаскивают грязь по всему городу. Еще одна причина - транспортная грязь, смытая с днищ и колесных арок автомобилей во время дождя. Отсутствие во многих местах бордюрного камня и, как следствие, попадание земли с газонов на дорогу, перевозка стройматериалов в открытых машинах чистоты также не добавляют.

Как умывается город?

Челябинск умывается с мая по сентябрь каждую ночь. В любую погоду. В дождь даже лучше - пыль и дорожная грязь смываются более эффективно. Каждую ночь 39 машин ОАО "Челябспецтранс" делают по пять-шесть рейсов, выливая за это время на город без малого две тысячи кубометров воды. Струя, вылетая из сопла под давлением в 4,5-6 атмосфер, смывает к бордюру всю пыль и грязь. Следом пройдут бригады, которые вручную и при помощи машин, оборудованных грейферными погрузчиками, уберут весь смет - за смену они не раз загрузят мокрой грязью десяток самосвалов - 192 тонны. Есть в распоряжении "Челябспецтранса" и две шведские машины для механической уборки дорожного смета, которые за смену собирают 120 тонн дорожной пыли. Произведя нехитрые математические подсчеты, получаешь 312 тонн (!) пыли, которую убирают с дорог Челябинска каждый день! И это даже не весь город (Металлургический и Ленинский районы убирают пыль самостоятельно) и даже не все его улицы. Постановлением городской администрации за ОАО "Челябспецтранс" закреплены 54 улицы - это основные магистрали, по которым движутся общественный транспорт и грузовые машины, а также гостевые маршруты Челябинска. А это 192 километра, или четыре миллиона квадратных метров!

В особо жаркие дни машины "Челябспецтранса" поливают город. Вода прибивает к земле пыль и мучающий многих в июне тополиный пух.

И рубим, и высаживаем

Деревья, кустарники и газоны - единственный для закопченного и запыленного мегаполиса источник кислорода. Велик ли он? По данным принятой в прошлом году Думой городской программы "Сохранение, восстановление и развитие зеленого фонда Челябинска до 2005 года", это пять городских и районных парков, три сада, 128 скверов, 19 бульваров на общей площади 426 гектаров. На каждого челябинца приходится 9,5 квадратного метра зеленых насаждений, что составляет 95 процентов нормы. И все они подвергаются высокой техногенной нагрузке и варварским расправам горожан. Письма об этом особенно часты в редакционной почте: то уничтожили аллею, расширяя магистраль, то постригли сквер, оставив одни стволы... Срубить, видимо, не стоит ничего?

- Это не так, - рассказала заместитель директора муниципального предприятия "Городская техническая инспекция" Марина Хмара. - В сегодняшней практике стоимость каждого дерева оценивается постоянно действующей комиссией, созданной в каждом районе, от 5 до 50 тысяч рублей. Она по просьбе заказчика выезжает на место и принимает решение о вырубке деревьев, которое потом утверждает наша инспекция. А восстанавливается утраченное, как правило, в двукратном размере. Где - в компетенции районной администрации. Такова сложившаяся на сегодня практика. И, как правило, если речь идет об одном или двух деревьях, несанкционированных вырубок в городе не бывает, они оплачиваются. Другое дело - большой массив. В этом году компания "Капитал" самовольно вырубила 40 деревьев с ущербом в полмиллиона рублей. В 257 тысяч оценен ущерб, который нанес городу рынок "Отрадный", самовольно вырубив 54 дерева. Всего же с начала этого года в городе было вырублено 689 деревьев (не включая Металлургический район).

Комментарий специалиста

Лесничий городского лесничества Шершневского лесхоза Роза Брюхова:

- Ежегодно лесопарковый массив Челябинска "глотает" пять-шесть тонн пыли и всевозможных загрязняющих веществ, выделяя при этом три-пять тонн кислорода. Он особенно важен для города в период цветения, когда травы, деревья и кустарники выделяют фитонциды, чистящие воздух. Челябинцам хочу сказать: берегите свой бор! Площадь его - 1216 гектаров. Это бесценные "зеленые легкие" города.

Комментарий специалиста

Главный терапевт главного управления здравоохранения области, кандидат медицинских наук Лидия Строгалева:

- Пыль, смешанная с выбросами, - городской смог - оказывает вредное воздействие прежде всего на легкие и особенно вреден для людей, страдающих бронхитами и, прежде всего, бронхиальной астмой. Так что загрязненный воздух города - это и причина возникновения этих заболеваний, и усугубляющий их фактор. Они в ряду других недугов занимают у нас одно из первых мест, хотя процент выявляемости очень низок. На мой взгляд, главная причина высокой загрязненности в Челябинске - это плохие дороги.

Блиц-опрос челябинцев

Ирина, домохозяйка:

- Я о количестве пыли сужу по окнам. Если раньше, чтобы они были прозрачными, достаточно было мыть их раз в месяц, теперь это надо делать каждую неделю.

Ольга Пирогова, служащая:

- Перед окнами моего дома росли роскошные тополя. Они закрывали нас от дорожного шума и пыли. Теперь их как-то причудливо спилили, оставив пятиметровые пеньки. Кому от этого стало лучше?

Александр Т., предприниматель:

- Мне пришлось побывать во многих областных центрах России. К сожалению, Челябинск среди них, на мой взгляд, грязнее всех. Что значит для города с тысячей улиц чистить только несколько десятков? Я считаю, это просто показуха.