08-07-98


Святое место на берегу Пустого озера

Сегодня здесь возрождена традиция, утерянная за советские годы

Чудотворная икона Божией Матери Табынской до революции была в нашем крае, тогда части Оренбургской губернии, особо почитаемой. Есть несколько версий явления четыреста лет назад близ Табынска - городка, отстроенного казаками у соляных ключей недалеко от заложенной в то же время крепости Уфы, иконы с ликом Богоматери. О них на страницах "Челябинского рабочего" пять лет назад подробно рассказал историк, краевед Николай Шибанов. Не повторяясь, скажу, что эти версии, легенды, имеют и общие места - нашли икону (список популярной среди верующих того времени иконы Казанской божией Матери) или убедились в ее чудотворной силе в девятую пятницу после Пасхи. И сопутствовало этому чудесное событие. Все места на берегу реки, связанные с явлением иконы, были канонизированы церковью как святые: святой источник, святые камни и береза. И ежегодно в девятую пятницу по Пасхе здесь проходили молебны и крестные ходы. До 20 тысяч человек участвовали в празднествах, обновляли душу и тело у святых мест, брали святую воду из источника и окропляли ею углы родного дома, омывали ею детей, стариков и больных. И эффект от этого, по свидетельству очевидцев, был поразительным: излечивались больные, поднимались обезноженные...

Многие, кто не мог совершить в престольный праздник паломничество к Табынску, с нетерпением ждали, когда чудотворную икону повезут в Оренбург. Это путешествие она совершала ежегодно, и длилось оно не один месяц. Маршрут объявлялся заранее и не был неизменным, так как зависел от того, ранней или поздней была Пасха в тот год и, следовательно, девятая неделя за ней. Она могла приходиться на май, а могла и на середину июня.

Когда Пасха наступала в ранние сроки, икону успевали привезти не только в близлежащие города - Верхнеуральск, Троицк, Орск, но и дальние - Челябинск, Кустанай, Уральск, в Тургайскую, Самарскую области.

Так, в 1882 году икона шесть дней гостила в Челябе. А накануне ее торжественно принимали в Травниковской станице. "Епархиальные ведомости" потом опубликовали "Поучение", произнесенное по принесении иконы в Травниковский приход тамошним священником Александром Емельяновым.

Читаешь это сегодня и думаешь о нестареющих философских истинах, о неизменности человеческой натуры, о коей более ста лет назад сожалел станичный батюшка: "Мати Божия! Услышь нашу молитву... Не гневайся на нас... Вера наша мала: мы слабы. Теперь мы молимся Тебе, просим Тебя о помощи; мы плачем перед Тобою, но - прошла минута, и опять мы те же. Снова беспечность и суета, снова грех и беззаконие..."

Но милостива Царица небесная и не раз эту милость являла кающимся и обращающимся к ней. А потому, как ни истребляли в советские времена память о чудотворной иконе - сносили возведенные в ее славу часовни, взорвали даже целебный родник-источник, где когда-то нашли икону - сохранился день Табынской иконы Божией Матери не только в Православном календаре, но и отзвуками общинных, семейных преданий в тех местах, где когда-то икона явила свою чудотворную силу.

Одно из таких мест находится в Верхнеуральском районе, на границе с Нагайбакским районом - в степи, у озера Пустого. Здесь тоже когда-то была возведена часовня в честь Табынской иконы Божией Матери. А поскольку в ежегодном маршруте "путешествия" иконы по Оренбуржью и окрест Верхнеуральская местность присутствовала почти всегда, то и гостил чудотворный образ Богородицы здесь не раз, а девятая пятница по Пасхе всегда отмечалась многолюдным молебном и крестным ходом вокруг озера, вода которого после этого обретала целительную силу. Не случайно женщины, после крестного хода окунавшиеся в озеро, потом целый год хранили купальные рубашки, надевая их, если одолевала какая-нибудь хворь.

В прошлом году на пустынный берег степного озера пришли люди. Не на рыбалку, не на пикник. Пришли с лопатами, с топорами, чтобы начать строить часовню - взамен когда-то порушенной. Возглавлял эту группу из нескольких человек настоятель Никольского храма из Магнитогорска отец Федор. А несколько месяцев перед тем в храмах Магнитогорска и близлежащих районов шел сбор средств на строительство часовни. У начала доброго дела, содействуя ему, была городская газета "Магнитогорский рабочий".

Божье благословение возрождению православной традиции почитания чудотворной иконы Табынской Божией Матери на берегу Пустого не раз проявлялось во время строительства часовни. Об этом мне поведали прихожанки магнитогорского храма. Когда отец Федор с организованной им бригадой начали возведение фундамента, еще не было необходимого для часовни кирпича. Вот дело дошло до кладки стен. И именно тут, ни раньше ни позже, явился в Никольский храм к его настоятелю один предприниматель. Рассказал, как будучи в командировке, потерял все свои документы и деньги и как тогда, как к последней надежде, воззвал к Богу, поклявшись, что, если поможет, пожертвует церкви деньги. И - нашлась пропажа. "Новый русский" пожертвовал храму крупную сумму денег, они и пошли на кирпич, не замерла работа на стройке.

И еще рассказали. Когда подводили часовню под купол, возникла вдруг над ним радуга - в солнечный день, без малейшего намека на дождь. Свидетелями этого чуда были строители, сам отец Федор, местные жители - так что за выдумку это редкостное явление никак не счесть. "Богоматерь благословляла" - подытожили свой рассказ мои собеседницы.

В прошлом году часовню торжественно освятил архиепископ Челябинский и Златоустовский Иов. Владыка обещал приехать сюда на День иконы Табынской Божией Матери. И сдержал слово. Когда наступила девятая пятница по Пасхе, нынче это было 19 июня, он, отслужив праздничную литургию в Никольском храме, вместе с магнитогорскими священниками прибыл на берег Пустого озера.

...В знойный день часовня и деревянный крест подле нее, отмечающий место, где когда-то устанавливали подлинную икону Табынской Божией Матери, были в тесном кольце людей. Приехали они сюда на машинах и автобусах,пришли с иконами пешком из близлежащих сел. Приехали со своими прихожанами отец Виктор из Фершампенуаза, отец Мисаил из Еленинки. Привезли иконы из храмов Верхнеуральска и Магнитогорска, в том числе и освященный список чудотворной Табынской иконы.

Когда начался молебен, жара, кажется, достигла своего предела (даже по прогнозу здесь, на юге области, обещали в этот день до 37 градусов тепла). Зной выголубил небо, без единого облачка казавшееся выгнутым, сродни церковному, куполом. Старые и молодые, инвалиды в колясках, с палочками, родители с детьми на руках внимали словам молитвы и проповеди владыки, говорившем о той, кого Православная церковь почитает заступницей и Царицей небесной.

Почти час стояния на солнцепеке. Потом людской полукруг у часовни разомкнулся, и вслед за крестом, вынесенным вперед, иконами, священниками во главе с архиепископом часть паломников образовала крестный ход. Когда он двинулся от часовни к озеру - как и положено, против солнца, навстречу ему, - большинству, как и мне, признаюсь, казалось, что путь будет недолгим.

...Так и не могу объяснить, как в столь немилосердно жаркий день все участники крестного хода - я попыталась сосчитать: сотни четыре с половиной мужчин и женщин, детей - все без исключения выдержали двухчасовое шествие вокруг озера. Вернее, могу объяснить это только одним - чудом.

Шли очень старые люди, кто-то нес детей. Даже малейшей тени не пролегло на всем пути, а под ногами - то высохшие кочки, то овражек, то осыпь из камней. Едва я споткнулась здесь, на каменной "стерне" в не по разумению надетых туфельках на каблучках, как тут же чья-то дружеская рука поддержала меня. У склона небольшого овражка, едва подошли к нему, мужчины образовали цепочку, заботливо помогая остальным. Увидела, как какая-то запасливая женщина с раскрытым зонтиком тянет его от себя - чтобы укрыть молодую маму с ребенком... Что-то было особенное в атмосфере этого шествия, которое даже издали не сопровождала ни одна машина, не то что "скорая" - на всякий случай. Случай - какой-либо неординарный, "не предусмотренный" таинством крестного хода, как бы заранее исключался.

По завершении хода у часовни архиепископ Иов вновь обратился к собравшимся, высказывая уверенность, что прерванная на десятилетия традиция этого места отныне устанавливается накрепко и вознося благодарность всем, кто помог этому, чьми стараниями стоит новая часовня.

...Уверена, что большинство, даже неверующие, испытали в этот день на освященном заново месте удивительное чувство духовной высоты, родства душ. Не сомневаюсь, что многие встретятся здесь на девятую пятницу после Пасхи в будущем году, и еще до нее - по большим церковным праздникам. И, конечно, будет сюда и много новых паломников. Ведь стоит теперь на трассе Челябинск - Магнитогорск заметный указатель, показывающий, где свернуть к часовне.

Но подумалось и о другом. Почитаемых в народе святыми, намоленных мест в нашей области в прошлом было больше, чем отмечают сегодняшние действующие храмы и часовни. Та же чудотворная Табынская икона останавливалась в путешествии к Оренбургу во многих станицах, селах. И часовня в ее славу была поставлена не только на озере Пустом. Возродили же, отстроили заново, пока ее одну. Где стояли другие? Наверное, не только в Верхнеуральске, Нагайбаке и окрест есть памятливые старожилы. Поделитесь, расскажите. Возможно, что-то откроют записанные изустные рассказы, хранящиеся в сельских и районных, школьных музеях, семейных родословных. Хочется верить, что, пусть не к очередной, не через год-два, но встанет с Божьей и людской помощью еще одна - да не одна! - часовня, возвращая нас к традициям, от которых мы были несправедливо отлучены.

Елена ФРАНЦЕВА.