08-07-99


"Носта": баррикады роста

Противостояние акционеров Орско-Халиловского меткомбината отзывается на Южном Урале

И вечный бой

"Приватизационные" конфликты беспрерывно будоражат страну. Подобно разбуженным вулканам извергают вверх, на общее обозрение, пепел былого единодушия. Как заметила одна из московских газет, противостояние на предприятиях, в основе которого - борьба за управление и власть, часто достигает такого накала, что по своей ожесточенности напоминает гражданскую войну. У ее участников только два выхода, две стежки-дорожки: или-или. Противникам вместе не ужиться.

События обыкновенно разворачиваются по типовому сценарию, когда на завод приходит крупный собственник, которого не все устраивает в застоявшемся хозяйстве. Его активность подогревается желанием действующего руководства ничего не менять, в том числе стратегию, направленную, как в плохом футболе, лишь на удержание счета. Акционер, имеющий планов громадье, упирается в стену непонимания, делает резкие движения, старается "разбудить полусонное царство", устранив с пути директора и его команду. Но последние не хотят самоустраняться, от обороны переходят к наступлению: объявляют собственника чужаком, цель которого - хапнуть побольше и обанкротить завод. В воронку конфликта засасывает всех, кто рядом. В том числе региональную администрацию. Не пуская дело на самотек, она стремится занять чью-то сторону, власть употребить. Окончательная инстанция - суд, вплоть до Высшего арбитражного. Но это - слишком далекая перспектива, слишком долгий путь.

С некоторыми поправками на местный колорит вечный сюжет с выяснением "кто кого" развивался на Лебединском ГОКе, Красноярском алюминиевом заводе, в "Связьинвесте", Магнитке. Теперь его можно наблюдать на "Носте" - Орско-Халиловском металлургическом комбинате, третьем по величине предприятии Оренбуржья. На 11 июля сего года назначено внеочередное собрание его акционеров, где планируется рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий совета директоров и генерального директора П. Гуркалова. Инициатором проведения этого собрания стала бывшая заводская "дочка" - "Носта Металлхандельс ГмбХ" (Nosta Metallhandels GmbH), владеющая 63 процентами акций комбината. Это придает ситуации особую остроту. Самые бескомпромиссные ссоры, как водится, случаются между "родными" (пример Магнитки - и на слуху, и на виду).

Хотя есть и другой повод вспомнить Южный Урал. Алюминиевые заводы, "связьинвесты" далеко, ОХМК - под боком. Эхо конфликта отзывается у нас, поскольку кооперация даже в нынешней России не совсем пустой звук. На нашей территории находятся партнеры комбината из Новотроицка, его сырьевая база или, точнее, часть ее - процентов на 30. "Носта" берет ферросплавы у ЧЭМК, руду - у Бакальского и Златоустовского рудоуправлений, огнеупоры - у саткинского "Магнезита". Отгружает свою продукцию ЧТЗ, ЧТПЗ, УралАЗу, "Уральской кузнице". Говорят, что челябинский трактор на 10-15 процентов состоит из оренбургского металла, его доля в трубах еще больше. В Челябинске же находится управление ЮУЖД, с оренбургским отделением которой работает комбинат. Словом, хозяйственная пуповина довольно крепко связывает его с нашей областью. Поэтому местные производства внимательно следят за тем, что происходит у южного соседа. И даже демонстрируют свою обеспокоенность, о чем свидетельствуют звонки в представительство ОХМК. Южноуральских хозяйственников интересует, как скажется междоусобица на обязательности предприятия, не разрушит ли окончательно производственные связи? И главное: можно ли с Новотроицком иметь дело теперь, а тем более потом, если верх одержит компания с российскими специалистами, но немецкой пропиской?

Новейшие акционеры

Все "приватизационные" конфликты - из прошлого. Орско-халиловский не исключение.

Металлургический комбинат из Оренбургской области акционировался в 1992 году. Став "Ностой", попытался жить по-новому. Создал ряд дочерних структур, в том числе "Носту ГмбХ", которая должна была обеспечивать продвижение его продукции на европейский рынок. Последняя привлекала дешевые кредитные ресурсы на Западе под будущие поставки металла. Это была своего рода предоплата, авансовое финансирование оборотных средств. Такая схема какое-то время всех устраивала и никаких нареканий со стороны директората "Носты" не вызывала.

Неприятности начались позже. Чтобы реструктуризировать накопившуюся за годы самостоятельности задолженность, акционеры ОХМК решили пойти на четвертую эмиссию своих ценных бумаг. После ее размещения контрольный пакет оказался в руках комбинатовской "дочки". "Откуда она взяла такие средства?" - задавались вопросом на предприятии. В московской пресс-службе "Носты ГмбХ" пояснили: это успешная компания, то есть работающая с прибылью. Другие источники свидетельствуют: привлекались кредиты иностранных и российских банков. Но, подчеркивают приверженцы новой политики, кто бы ни стоял за "дочкой", сам факт приобретения контрольного пакета неоспорим.

Сделавшись по сути главным акционером предприятия, "Носта ГмбХ" принялась готовить стартовую площадку для рывка комбината в XXI век. При всей своей уникальности, заявили новые хозяева, продукция ОХМК давно требует кардинального обновления. Чтобы удержаться даже на нынешних рубежах, необходима реконструкция производства, под которую придется искать инвестиции, а значит, заботиться об инвестиционной привлекательности предприятия.

Для разработки экономической программы развития была нанята столичная консалтинговая компания "Оптимет", костяк которой составляют сотрудники Московского энергетического института. Есть свидетельство о том, что программа эта касается всех направлений жизнеобеспечения комбината и разрабатывалась совместно с Минфином, Минэкономики, РАО ЕЭС, "Газпромом", железной дорогой и другими солидными структурами, одно перечисление которых способно вызвать уважение у специалистов. Упор, по крайней мере на первых порах, делался на активизацию внутреннего рынка, региональную кооперацию, использование резервов, которые лежат на поверхности и не требуют больших капвложений. Строительство и реконструкция объектов производства представляли собой следующий этап.

Однако, как сообщила одна из центральных газет, дирекция ОХМК во главе с П. Гуркаловым не только отказалась рассматривать программу, но и пошла на полный разрыв с ее заказчиками. Владельцу контрольного пакета ничего не оставалось делать, как прибегнуть к "ответной любезности": взять курс на кадровую ротацию, попытаться посадить в кресло генерального директора Ю. Гринина, возглавляющего саму "Носту ГмбХ" и одновременно являющегося первым заместителем П. Гуркалова (если Гринин уже и отлучен от должности, ему об этом пока ничего не известно).

Дуэль на поражение

Как это часто бывает, разговор вскоре вовсе перешел на личности. Оппоненты аттестовали П. Гуркалова как "красного директора", вставшего на капитанский мостик в конце 80-х годов, благополучно пережившего приватизацию, но не усвоившего рыночные методы управления. Из-за этого планирование превратилось в пародию, поскольку существует только на бумаге. Были испорчены отношения с поставщиками сырья, многими потребителями. Партнеры стали отворачиваться от ОХМК из-за недоверия к его экономическому курсу. За последние два года на предприятии сменилось пять коммерческих директоров. Комбинат оказался на грани банкротства. Склады его пусты. Зато долги выросли до 2,5 миллиарда рублей, что угрожает полным финансовым параличом.

Свой "боевой выстрел" П. Гуркалов и его соратники использовали не менее эффектно. Обвинили новых хозяев в незаконном приобретении акций, чем заинтересовалась и прокуратура Новотроицка. Причем сторонники генерального директора уверяют, что уголовное дело возбуждено конкретно против руководителя отпочковавшейся "дочки", "крупного мошенника" Ю. Гринина. А сам он то ли сбежал за границу, то ли отсиживается в Москве.

Высказался на эту тему и заместитель губернатора Оренбургской области А. Зеленцов: "Администрация в течение полутора месяцев оказывает всяческое содействие руководству ОАО "Носта", чтобы не допустить всех этих организационных потрясений. Законы есть законы. Никто не должен их нарушать" ("Оренбуржье", 15 июня сего года).

Однако представители "Носты ГмбХ" отношения с властью рисуют сегодня более оптимистично: постоянно идут консультации с губернатором В. Елагиным. Администрации все равно, кто будет "рулить" ОХМК, лишь бы это пошло на пользу региону, бюджету и не противоречило действующему законодательству. Что касается закона, в немецкой фирме убеждены: он на их стороне, ибо юридической чистоте всех шагов придавалось исключительное значение. Не зря советником по правовым вопросам в "Носте ГбмХ" служит бывший заместитель генерального прокурора СССР, государственный советник юстиции 1-го класса А. Катусев, который в свое время занимался рядом громких уголовных дел о крупных хищениях, взяточничестве и коррупции (дело Щелокова, дело начальника ХОЗУ МВД СССР генерала Калинина, так называемые узбекские дела).

Недавно в интервью "Российской газете" А. Катусев заметил, что уголовное дело прокуратурой Новотроицка возбуждено в связи с заявлением руководства ОХМК, в котором сообщалось о мошенническом приобретении акций "Ностой ГмбХ". В подобном случае прокуратура просто обязана проверить факты, указанные в заявлении. Но это отнюдь не означает, что по Ю. Гринину тюрьма плачет.

Есть у бывшей "дочки" и сообщение по существу спора, разгоревшегося вокруг ценных бумаг. 25 процентов акций четвертой эмиссии ОХМК ранее предполагалось передать за долги "Газпрому", еще 25 процентов - областной администрации. Как подчеркнул позвонивший в "Челябинский рабочий" сотрудник пресс-службы "Носты ГмбХ", нынешний владелец контрольного пакета собирается следовать этой договоренности не в пример П. Гуркалову. Существуют документы, подтверждающие намерение последнего реализовать львиную долю акций состоявшейся эмиссии на сторону. А именно - офф-шорной фирме "Флорин", учрежденной и возглавляемой его дочерью. О том свидетельствует контракт, подготовленный немецким нотариусом. Под ним стоит подпись дочери Гуркалова, что равносильно предложению о покупке. И только из-за настойчивости заместителя гендиректора по коммерческим вопросам Ю. Гринина, отказавшегося подписывать документ от лица "Носты", сделка эта сорвалась.

Что дальше?

11 июля собрание акционеров с революционной повесткой, видимо, все-таки состоится и примет решение в пользу "Носты ГмбХ", его руководителя Ю. Гринина. Но директорат комбината вряд ли смирится с этим. Самое логичное - обратится в суд. Усилится информационная война. Хотя и сейчас она, кажется, дошла до точки кипения. "Комсомольская правда", к примеру, уже высказалась на тот счет, что Ю. Гринина, быть может, "заказали", и его путь к трибуне способна оборвать пуля наемного убийцы.

Таковы законы жанра. Высоты берут с боем. Противники готовят общественное мнение, подсчитывают потери и своих союзников, которые могут склонить чашу весов в нужном направлении. Но экономика, по мнению соратников Ю. Гринина, говорит сама за себя: прагматичный подход должен подавить желание жить по-старому. Хотя предсказывать что-то в нашей непредсказуемой действительности - все равно, что гадать на кофейной гуще. Одно лишь кажется очевидным: разлад среди акционеров, эта "детская болезнь роста", долго продолжаться не может. Такое состояние пагубно для производства. Неразбериха в управлении создает хаос, сумятицу, что не лучшим образом сказывается на устойчивости комбината, лишает его заинтересованного внимания давних партнеров, разрушает прежние деловые отношения.

Евгений КИТАЕВ.