08-08-00
Информация из прокуратуры Челябинска звучала почти как сенсация. Практически завершено расследование уголовного дела по факту предумышленного банкротства ЧТЗ. Прокуратура готова предъявить обвинение Василию Кичеджи, однако бывший руководитель предприятия скрывается от следствия.
Между тем, согласно информации из достоверных источников, еще в прошлом месяце Василий Кичеджи был назначен первым заместителем губернатора Волгоградской области. Возможно ли, чтобы прокуратуре не было известно новое место работы экс-руководителя ЧТЗ?
- Да, мы слышали об этом, - сказал корреспонденту "Челябинского рабочего" заместитель прокурора города Сергей Мозжерин. - Однако в администрации Волгоградской области нам официально не подтверждают факт назначения. Мобильный телефон Василия Николаевича молчит. Нами направлены поручения в правоохранительные органы Волгограда и Москвы с просьбой обязать Кичеджи явиться в прокуратуру Челябинска для допроса. Ответа пока нет.
В действиях группы бывших руководителей ЧТЗ прокуратура Челябинска усматривает признаки преступлений, предусмотренных статьей 195 УК РФ (неправомерные действия в предведении банкротства) и частью 2 статьи 201 (злоупотребление служебными полномочиями). На сегодня обвинение предъявлено пятерым бывшим руководителям ЧТЗ - Сергею Семикашеву, Валерию Сынчину, Евгению Ильину, Владимиру Васильеву и Валерию Кузнецову. Все они в разное время входили в совет директоров и занимали должности заместителя гендиректора. Кроме того, вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого и самого Василия Кичеджи. Пока он фигурирует в деле только в роли подозреваемого. Дело в том, что, как пояснил заместитель прокурора города Сергей Мозжерин, обвинение может быть предъявлено Василию Кичеджи только лично.
По словам следователя Евгения Рослякова, последний раз он лично допрашивал Василия Кичеджи осенью прошлого года, когда последний приезжал в Челябинск. Затем он несколько раз связывался с ним по телефону. Кичеджи обещал приехать в январе 2000 года. Не приехал. После того, как следствие вступило в финальную стадию, Василий Кичеджи перестал откликаться на звонки из прокуратуры Челябинска.
В вину Василию Кичеджи и его ближайшим соратникам ставится то, что в преддверии банкротства они вывели значительную часть активов ЧТЗ в частные посреднические структуры. Руководителями и фактическими собственниками этих "фирмочек" становились сам Василий Кичеджи и близкие к нему члены совета директоров.
В результате начавшейся в 1996 году реструктуризации ОАО "Челябинский тракторный завод" было создано около 20 "дочек", в уставный капитал которых передавалось все ликвидное имущество головного предприятия. Финансовые обязательства предприятия перед кредиторами повисали на обескровленном реструктуризацией литейном производстве ЧТЗ.
По мнению следствия, руководители ЧТЗ во главе с Василием Кичеджи зачастую оказывались лично заинтересованы в сделках по передаче имущества предприятия "на сторону".
"Варяг" уральской марки
В городе на Волге Василия Николаевича Кичеджи до сих пор не видели, что странно для первого вице-губернатора, курирующего ключевые вопросы промышленности и финансов. Да и само его назначение вызывает у волгоградцев много вопросов. Шутка ли - столь высокий пост и вдруг "варяг". Сомнения "Челябинского рабочего" развеял разговор с администрацией Волгоградской области. Секретарь губернатора Н. Максюты, отвечая на настойчивые вопросы, практически "на память" продиктовал номер сотового телефона В. Кичеджи, сообщив, что Василий Николаевич находится в столице, но постоянно "на связи".
Главный редактор "Волгоградской правды" А. Давыдов, с которым корреспонденты "Челябинского рабочего связались по телефону, буквально засыпал вопросами о прошлом В. Кичеджи, в особенности о его участии в банкротстве ЧТЗ. В свою очередь А. Давыдов поведал о том, что В. Кичеджи призван лоббировать интересы Волгоградской области в столице. По довольно неуклюжему объяснению, подготовленному пресс-группой администрации, новый первый вице-губернатор В. Кичеджи занимается программой развития Волгоградской области на 2001 год. Для ее продвижения он находится в Москве, где вхож в достаточно влиятельные круги.
В свете грядущих губернаторских выборов В. Кичеджи немедленно приобрел скандальную известность и последние три недели не сходит с первых страниц волгоградских газет. На "вице-губернатора-невидимку" собирается досье, поговаривают о его тесных связях с Б. Березовским. Последнее предположение, по мнению волгоградских коллег, и объясняет ореол строжайшей секретности вокруг прямого попадания В. Кичеджи в вице-губернаторское кресло.
"Вася все-таки - титан"
Как-то первый полномочный представитель Президента РФ в нашей области Владимир Селезнев поведал, что в свое время, делая доклад Б. Ельцину о рыночных "ростках" в регионе и ярких представителях нарождающегося бизнеса, упомянул две фамилии: Александра Аристова и Василия Кичеджи. "Мой прогноз сбылся наполовину", - видимо, вспомнив о судьбе ЧТЗ, пояснил В. Селезнев. А помолчав, добавил: "Нет, Вася все-таки - титан".
Подобно своим родителям, в начале 70-х В. Кичеджи начал трудовой путь на ЧТЗ - слесарем, шофером. Потом "взял курс" на общепит. Эту страницу своей биографии он выпячивать не любит, и на то есть причины. Рассматривая на просвет родословную претендента на многие высокие посты, его критики преподносили сей карьерный штрих уничижительно. Мол, служил официантом в вагоне-ресторане. В. Кичеджи простодушно возмущался: "Чего они врут, я там директором был".
Заочно окончив Московский институт торговли в 1981 году, Василий Николаевич возглавил комбинат питания тракторного завода. Но настоящие крылья для полета в деловые выси у В. Кичеджи выросли, когда в московских верхах провозгласили известный лозунг: разрешено все, что не запрещено. Тогда он создал многопрофильную фирму "Скиф и К", которая продемонстрировала завидную разворотливость - что-то строила, продавала компьютеры, оснащала еврохимчистки. Глава "Скифа" купил акции Миасского мясокомбината, научно-исследовательского института металлургии, стал одним из пайщиков "Форум-банка". В общем, заявил серьезные претензии на лидерство в среднем бизнесе. Однако его масштабная личность постоянно требовала иного формата, и он "замахивается" на родной ЧТЗ. В 1995 году садится в кресло генерального директора, обещая восстановить померкнувшую славу Танкограда.
Чтобы освободить завод от бремени долгов, команда Кичеджи предлагает реструктуризировать его таким образом, чтобы всю самую ценную собственность "слить" во вновь образованные дочерние фирмы, а материнское акционерное общество обанкротить. Вершить такие дела без взаимного доверия власти и бизнеса нельзя. А веры, а также надежды и любви между ними фатально не хватало. Власть требовала гарантий (собственности ЧТЗ за его долги бюджету), Василий Николаевич таких гарантий не давал. Результат - открытое конкурсное производство в отношении всего имущественного комплекса. "Не справился с управлением", - стали говорить о Кичеджи, как о виновнике банального ДТП.
Словно предчувствуя грядущую "черную полосу", руководитель предприятия ищет новую стезю, однако не опускает, а, наоборот, поднимает для себя планку. Дважды выставляет свою кандидатуру на выборах - депутатских и губернаторских. Но народной любви Василию Николаевичу недостает, чтобы сделаться публичным политиком. Его открытая улыбка и образные домашние заготовки способны произвести благоприятное впечатление на электорат, но картину портят часто употребляемые междометия "бль", в которых избиратели угадывают вполне конкретный смысл.
Потеряв перспективу роста в регионе и пережив личную трагедию, Василий Николаевич уехал в первопрестольную. Близкие к нему люди информировали, что еще до переезда в Москву ему предлагали должности в администрации президента и федеральном правительстве (в последнем случае речь шла о портфеле заместителя министра промышленности). В. Кичеджи вновь выбрал "автономное плавание", возглавив новую, созданную при российском правительстве, структуру - "Некоммерческое партнерство по организации рабочих мест". Впрочем, в офисе, находящемся рядом со Старой площадью, он тоже долго не задержался, став советником генерального директора судебного департамента Верховного суда РФ. Людская молва даже "присвоила" ему генеральское звание. Эту информацию Василий Николаевич тогда опроверг: положение в гражданской табели о рангах люди часто уравнивают с воинскими чинами. Но фактом оказалось его "сидение" на двух стульях. В. Кичеджи стал еще вице-президентом "Инкомбанка", отвечающим за взаимодействие кредитной организации с государственными органами. О том, кто рекомендовал его на эту должность, предпочел не распространяться: "Пусть это останется моей тайной".
Встреча в пути
В "Инкомбанке", в чем-то повторившем судьбу ЧТЗ, В. Кичеджи вошел в состав ликвидационной комиссии, занимался продажей активов, а затем плавно переместился на должность заместителя председателя "Московского инвестиционного банка". Именно там он и познакомился с другим заместителем, одним из руководителей волгоградского землячества в Москве Катуниным. При его содействии и посредничестве представителя президента в Южном федеральном округе генерала Казанцева, уверены наблюдатели из Волгограда, он познакомился с губернатором Максютой. Причем инициатором этого знакомства выступил Борис Березовский, имеющий в Приволжье свои интересы.
Сотрудничество "красного губернатора" Н. Максюты со "ставленником Березовского" В. Кичеджи волгоградские газетчики объясняют довольно просто - началом предвыборной гонки. На поддержку Кремля волгоградскому губернатору, дескать, рассчитывать не приходится. Слишком уж резко он выступил против президентских законопроектов. Остаются пресловутые "олигархи", всегда готовые тряхнуть мошной в обмен на свободное "передвижение" в регионе. Последний пример такого "сотрудничества" - сдача "Волжского химволокна" компании "Сибур". Уж не для участия ли в переделе собственности прибыл на волгоградскую землю "специалист по ликвидациям" В. Кичеджи? До конца действия полномочий волгоградского губернатора Н. Максюты не так уж много времени. Близится время "Ч". n
Вчера корреспонденту "Челябинского рабочего" удалось связаться с В. Кичеджи. Телефонный звонок застал его в Москве. Вопросы о вице-губернаторстве в Волгограде, взаимоотношениях с Б. Березовским и челябинской прокуратурой Василий Николаевич предпочел оставить без внимания.
- Я нормально работаю. Оставьте в покое, - заключил Василий Николаевич, после чего в трубке раздались короткие гудки.
P.S. Когда этот материал готовился к печати, стало известно, что следователю прокуратуры Челябинска Евгению Рослякову удалось созвониться с Василием Кичеджи. Экс-руководитель ЧТЗ приглашен в Челябинск для предъявления обвинения.
- Василий Николаевич обещал приехать в ближайшее время. Ждем.
Кстати, вменяемая Василию Кичеджи и его соратникам статья 201 УК предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы. Менее тяжкая 195-я статья подпадает под действие амнистии.
Материалы подготовили Сергей БЛИНОВСКИХ, Евгений КИТАЕВ, Михаил ПИНКУС