08-08-03
Лондонский аэропорт. Таксисты предлагают только что прибывшим туристам поездки к Букингемскому дворцу и другим достопримечательностям города, но Стивен Фрирс, режиссер нового английского фильма "Грязные прелести", покажет нам совсем другой Лондон, больше напоминающий Петербург Достоевского.
Все персонажи фильма - иммигранты (китаец, африканец, турчанка, испанец, русский). Чеветер Иджиофор и Одри Тоту в ролях главных героев - нигерийца Окви и турчанки Шенаи. Отношения между Окви и Шенаей - та же платоническая любовь Макара Девушкина и Вареньки из "Бедных людей", но все-таки по-английски - это типичные диккенсовские герои, которые должны преодолеть все трудности на пути к своей цели.
Цель Окви - вернуться на Родину к оставленной по велению судьбы дочери. Но ныне он - дипломированный врач - работает портье по ночам в отеле и шофером - днем. Юная Шеная, праведная мусульманка, мечтает о Нью-Йорке, городе, где катки в парках, на деревьях горят лампочки и полицейские на белых лошадях. Там ее ждет сестра. А пока она, скрываясь от иммиграционной полиции, работает уборщицей, швеей и видит только грязь, а не прелести лондонской жизни.
Автор сценария Стив Кнайт и Фрирс хотят рассказать об иммигрантах, которым приходится выполнять неквалифицированную и самую грязную работу. Всем вокруг наплевать на их способности, образование и потребности. Место для них - внизу (иногда это подчеркивается операторской работой - съемка снизу вверх). Англичане как бы намекают: мы рады вам как туристам, готовы показать все самое лучшее, но наша страна - не подходящее место для иммиграции. "Грязные прелести" - фильм не для английских граждан, а для тех, кто хочет ими стать. В картине нет ни одного героя-англичанина.
Но все же это фильм Фрирса, которого знают как режиссера "Опасных связей" - по экранизации романа Шодерло де Лакло и "Мери Райли", интерпретации "Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда" Стивенсона. Фрирс - один из тех, кто умеет снимать настоящее английское кино. "Грязные прелести" - очередной добротный английский фильм, где все сюжетные линии логически выверены, где актеры должны говорить на "ломаном" английском, раз они играют иммигрантов. Фильм - с оригинальным подходом к теме, в сюжет которого умело вплетены элементы детектива, авантюрно-приключенческая история и социальная драма, а главное - есть в нем романтическая нотка о прекрасной чистой любви. И нет банального голливудского хэппи-энда, когда все вокруг пусть хоть сквозь Землю провалится, но герои будут вместе и счастливы. И перегиба в сторону - все плохо и иначе быть не может, тоже нет. В фильме никто не умирает, и героев не "съедает" среда, в которой они оказались. Добро побеждает - они добиваются своих целей.
Фрирс не пытался экспериментировать или стать в авангарде нового кино. Перед нами классический сюжет, который может выбить слезу, хорошая игра актеров и операторская работа. Такой фильм можно смотреть, даже нужно (в этом, поверьте, нет иронии), чтобы лишний раз порадоваться тому, что ты живешь на Родине.
Нурия ФАТЫХОВА