08-09-99
Бензин становится все дороже. И если правы те, кто обреченно утверждает, что цены на топливо перестанут неумолимо расти, когда появится много частных автозаправок и между ними возникнет конкуренция, то до этого еще далеко. Частных автозаправок в области - раз-два и обчелся.
Собственный кирпич в здание частной торговли бензином попробовал положить увельский начинающий предприниматель Александр Баранов. Вот что из этого у него получилось.
Александр Баранов окончил Сасовское военное училище летчиков. Пять лет летал на истребителях, а когда ушел в запас, окончил Самарский сельскохозяйственный институт и получил профессию инженера-механика. Поработал на молочном заводе там же, в Самаре, а затем вернулся к родителям - в Пласте его отец работал начальником "Сельхозтехники". Как данность принял распад этого государственного предприятия и начало коммерческой деятельности - с товарищем организовали производство блоков электронного зажигания для автомобилей. Пришлось заниматься и торговлей, которая принесла неплохие деньги. Была серьезная автокатастрофа,
но выжил, оправился от травм и тут же стал осуществлять идею строительства АЗС.
Для строительства АЗС он присмотрел идеальное место, в черте районного центра. Не знаю, как это согласовалось бы с требованиями экологов, но автолюбители были бы очень довольны. Поселковая администрация, видимо, подсчитав возможную бюджетную прибыль от отчислений с АЗС, земельный участок под нее выделила особо не мешкая.
- Мы составили договор на землю, я взял в банке 32 миллиона, еще неденоминированных, рублей и приступил к подготовке площадки под автозаправку, - рассказывает А. Баранов. - Когда место было уже готово, на что ушло около трех месяцев, администрация объявила, что землю изымает. Что и сделала в марте прошлого года.
- Чем объяснили такое решение? - спрашиваю Александра Михайловича.
- Сказали, что на этом пространстве решили построить муниципальную автозаправку, чтобы работала не для меня, частника, а для всего района. Так мне объявил глава района А. Литовченко, - отвечает Баранов.
По его словам, он не стал, как выразился, связываться с властью. Поэтому с протестом в суд не обратился и решил: пусть отдадут деньги, что затратил на строительство площадки, без поправок на инфляцию.
- Я не требовал ничего лишнего, - говорит А. Баранов. - По закону, когда производится административное изъятие земли, можно требовать не только сумму вложенных средств, но и упущенную выгоду, моральный вред. На все рукой махнул, лишь бы вернули сумму убытков.
Итак, сколько бы имел поселок Увельский дохода, построй Баранов свою автозаправку, и как его частное предприятие могло бы повлиять на стоимость бензина в пределах района и соседнего Южноуральска? В черте города действует лишь одна частная АЗС. Другие пять - государственные, они давно свернули заправочные шланги, бензина на них нет. Две АЗС работают в Увельке, принадлежат "Агроснабу" и комбинату хлебопродуктов "Злак". Никакой конкуренции, монополия при нехватке горючего. Понятно, что цены устанавливаются в зависимости от дефицита и спроса - восемь с полтиной за литр АИ-92. Не знаю, стали бы цены хоть чуть пониже, работай сегодня частная автозаправка Баранова, но возможность для этого, думаю, появилась бы. А как с бюджетной прибылью?
- В июне-июле прошлого года я рассчитывал закончить строительство, - утверждает А. Баранов. - Отработал бы уже год, окупил затраты, получил доход в пределах одного миллиона рублей. Из них двадцать процентов перечислил бы в бюджет района.
Александр Михайлович решил судиться, прося взыскать с администрации Увельки 150 тысяч рублей. Исковое заявление рассмотрел арбитражный суд области, на заседании которого между сторонами было достигнуто соломоново решение: истец и ответчик пришли к соглашению, по условиям которого ответчик обязуется возместить Баранову убытки в сумме 83518 рублей в срок до 1 марта 1999 года. Однако администрация вердикт арбитражного суда так и не выполнила.
А. Баранов стал осваивать эпистолярный жанр. С письменными жалобами обратился к главе администрации района А. Литовченко, первому заместителю губернатора области В. Уткину, в районную прокуратуру. А в середине июня, руководствуясь решением арбитражного суда, А. Баранов и администрация Увельского района, владелец бюджета, составили официальный договор на компенсацию убытков - по 20 тысяч рублей в месяц, в июне-октябре нынешнего года. Время проходит, а присужденные и обещанные суммы, как нетрудно догадаться, на счет Баранова не поступают.
- Хочу предупредить всех желающих заняться бизнесом: прежде чем начинать собственное дело, пусть убедятся, готова ли местная власть держать слово, - говорит он. - В Увельке - нет.
В связи с этим не могу не процитировать одно из обращений Баранова к прокурору района В. Грому. "Почему седьмой месяц со дня вынесения судебного решения на территории Увельского района оно не выполняется, и не кем-нибудь, а главами районной и поселковой администраций? - вопрошает автор и продолжает. - Сколько можно к вам обращаться, чтобы принять меры по исполнению судебного решения?"
Почему у Баранова изъяли земельный участок и не дали строить АЗС? Комментирует ситуацию заместитель главы района и председатель районного комитета по строительству и архитектуре С. Клипа:
- Потому что так, как начал он, не строят. Прежде чем строить, составляют соответствующую документацию, а Баранов этого не сделал. И очень долго готовил площадку, мы ему напоминали не раз.
Выходит, у властей лопнуло терпение? Вряд ли. Но чем бы они ни руководствовались, в итоге получилось даже хуже, чем всегда. Еще год назад заправочную станцию можно было построить. Сейчас на нее денег не хватит не только у частного лица Баранова, но и у всего района - новые требования ГОСТа, новые цены. И нет выигравших, только проигравшие: автомобилисты, предприниматель, бюджет и авторитет власти.
Александр не опустил руки и решил осуществить многодавнюю идею - построить собственный самолет. В начале восьмидесятых он мечтал построить прогулочный самолет, как на Западе. Подумал и решил, что сейчас в России нужны самолеты для сельскохозяйственных работ. Небольшие, универсальные. Подобные самолеты делают в производственном объединении МиГ, но этим аппаратам нужна бетонная площадка. И он решил построить другой самолет, чтобы взлетал с грунта, с малого разбега. Со своими чертежами съездил в объединение, встретился с генеральным конструктором - самолет Баранова ему понравился.
- К весне я свой самолет рассчитываю построить, - говорит Александр. - После этого его облетаю и представлю в объединение. Надеюсь, что примут и пустят в серию. Я хотел назвать его "Летучий голландец", а жена дала ему имя "Мустанг". Согласился, пусть будет так.
Он хлопочет у своего детища. Пока это только каркас из трубок, который он тщательно сварил собственными руками. Скоро начнет его облекать плотью из пенопласта, стеклотканью, другими материалами, поставит двигатель, крылья, сделает другие сложные работы. А потом, как рассчитывает, весной, взлетит над Увелькой.
Анатолий ЛЕТЯГИН.
(Наш корр.).
Увельский район.
А между тем
Приняв на августовском заседании обращение к президенту, правительству, Госдуме РФ по стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов, депутаты Законодательного собрания совместно с администрацией области, представителями федеральных органов власти ищут пути снижения цен на горюче-смазочные материалы. На состоявшемся под руководством заместителя председателя Законодательного собрания В. Мазуля совещании намечен ряд мер. Госнефтеинспекции по области и комитету экономики администрации предложено выдавать лицензии на право деятельности по реализации нефтепродуктов только на конкурсной основе.
Территориальному управлению по антимонопольной политике и финансово-экономическому управлению Законодательного собрания рекомендовано подготовить изменения и дополнения в Закон области "О локальных естественных монополиях".
Особое внимание уделено развитию конкуренции на рынке торговли ГСМ. В этой связи признано необходимым расширить сеть автозаправочных станций с выделением под них в аренду соответствующих участков земли.
Пресс-центр Законодательного собрания области.