08-10-99


Дом купца

Что такое памятник архитектуры и чем он отличается от недвижимости

"Образец позднего модерна"

Само здание было построено неизвестным теперь архитектором в 1911 году и является образцом архитектуры позднего модерна. Купеческих усадеб в Челябинске не более пяти. Все они появились в конце XIX - начале XX века. Если это двухэтажные строения, то, как правило, первый этаж делался каменным, а второй - деревянным. Дом купца второй гильдии Михаила Петровича Архипова уникален тем, что только здесь сохранился оригинальный интерьер второго этажа. Имеются в виду живописная роспись и гипсовая лепка на потолке.

Тот факт, что здание почти 90 лет всерьез не ремонтировалось, говорит о качестве работ, неведомом нынешнему поколению строителей. Здесь до сих пор сохранились деревянные перекрытия, оконные рамы, массивные деревянные же двери, не говоря уже о каменных лестницах с металлическими коваными решетками, изразцах (правда, закрашенных) на отопительных печах и многом другом, что не смогли окончательно "амортизировать" многочисленные постояльцы. В разное время здесь размещались губком и окружком РКП(б), детдом, домтрест, жилуправление, Уралгипроводхоз и прочие учреждения. В конце 60-х здесь некоторое время находилась даже редакция "Челябинского рабочего".

К 60-70-м годам относится и почти полное исчезновение всей, как сейчас принято говорить, инфраструктуры усадьбы, которая включала в себя помимо "резиденции" хозяина и дворик с хозяйственными и жилыми постройками... Теперь дом купца остался в одиночестве и все больше напоминает обшарпанный барак. Осыпавшаяся штукатурка на фасаде, сколотая роспись и лепка внутри. А главное, иные стены и балки пришли в совершенную негодность. И еще тяжело нависший над тротуаром балкон, сквозь выщербленный пол которого видно небо...

Деньги и собственность

Вопрос исторического и культурного самосознания Челябинска чиновники разного уровня, как водится, переводят на скользкую тропку финансовых обстоятельств и прав собственности.

Конечно, для полной и грамотной реставрации здания нужны деньги, и немалые. По существующему соглашению о разграничении предметов ведения и полномочий в сфере культуры интересующее нас здание стало областной собственностью. То есть "государство", которое, согласно мраморной табличке на фасаде, обязано охранять памятник архитектуры, - это теперь администрация области. В прошлом году дом купца Архипова был передан областным комитетом по управлению имуществом в "оперативное управление" Челябинскому научному центру УрО РАН на довольно долгий срок - до 2023 года. При этом подразумевалось, что Уральское отделение РАН и озаботится реставрацией. Тем более, в бюджете этой организации номинально существует специальная строка для подобных целей. Однако сам бюджет наполняется из федеральных источников не так аккуратно, как хотелось бы. В итоге проблема финансирования ремонтно-восстановительных работ повисла в воздухе. Несколько лет назад учеными ЧГТУ-ЮУрГУ было проведено исследование и подготовлены рекомендации реставраторам и строителям. Теперь многое нужно делать заново, ибо здание разрушается каждый день...

Лицом к городу

Определенную заинтересованность в судьбе дома Архипова выразили городские власти после личного обращения Германа Вяткина, ректора ЮУрГУ и главы Челябинского научного центра УрО РАН, к мэру Вячеславу Тарасову. Тот сначала включил было здание в программу "Фасад". (Напомним, она предусматривает косметический ремонт фасадов в центре города). Возразили специалисты: подобно тому, как подчас организм отторгает трансплантированные органы, так и "родные" материалы могут "не принять", скажем, современный цемент. Ну а главная загвоздка - зданию нужна не косметическая операция, а все же основательная капитальная реставрация, ибо время - самый суровый оппонент простым решениям.

Так появился другой проект, по которому второй этаж полностью разрушается и взамен возводится "новодел". Причем теперь уже кирпичный. Дескать, какая разница, все покроет штукатурка. И тут уже совершенно справедливо запротестовали историки: с памятниками архитектуры так не поступают.

Что делать?

Как заметил Андрей Епимахов, замдиректора Государственного научно-производственного центра по охране исторического и культурного наследия Челябинской области, за считанные годы новейшей истории Челябинск резко подрастерял свои архитектурные памятники. Действительно, ситуация изменилась качественно. Если раньше можно было говорить о всякого рода "программах по сохранению...", то теперь необходимы проявления властной воли по конкретным поводам. Таковым должна стать реставрация дома челябинского купца Архипова. Именно реставрация, а не "реконструкция с восстановлением прежнего облика".

Логично было бы провести пристрастные переговоры с руководством УрО РАН, которое, думается, обязано взять на себя часть финансовой "ноши". Как, впрочем, и областной, и городской бюджеты. Все вместе.

Вероятно, консолидация усилий может начаться с моратория на обсуждение прав собственности. Этот вопрос ставится городскими властями довольно остро: или областная администрация дает деньги на ремонт, или передает здание в муниципальную собственность.

На самом деле вопрос принадлежности - сто десятый. По крайней мере, для горожан. Конечно, хотелось бы обеспечить свободный доступ в историческое здание. В этой связи предлагается, например, сделать в нем музей купечества - прекрасная идея! Но, как сказал все тот же А. Епимахов, специалисты-историки сегодня готовы ко всему. Даже к тому, чтобы дом купца Архипова обрел нового хозяина - только бы тот видел разницу между памятником и недвижимостью, а не брал место под небоскреб.

Кстати, за границей многие исторические замки принадлежат частным владельцам. И ничего страшного не происходит. Проблема реставрации отдельно взятого купеческого дома таким образом получает более глубокое звучание, чем звон монеты или шуршание бумаги. О том, собственно, и речь.

"Челябинский рабочий" будет следить за развитием ситуации.

Айвар ВАЛЕЕВ.

Кто вы, купец Архипов?

В 1886 году в уездном Челябинске появился кустанайский купец второй гильдии Михаил Петрович Архипов. Он владел крупной паровой мельницей на станции Мишкино Сибирской железной дороги, а также мельницей в Челябинске (территория современного КХП N 2). Он также являлся главой фирмы с отделениями в Перми и Вятке по продаже крупчатки, отрубей и кормовой муки. К 1911-1912 годам становится крупным домовладельцем.

Чем интересен этот дом

Это пример жилого дома начала XX века, характеризующий одно из направлений в архитектуре позднего модерна. Несомненную художественную ценность представляет отделка интерьера, выполненная с использованием декоративной лепки и живописи.

Расположенный на углу при пересечении двух улиц, дом имеет важное градостроительное значение, закрепляя планировочную структуру квартала. Оба этажа снаружи отштукатурены и выкрашены охрой, детали декора побелены. Северное крыло со стороны дворового фасада усложнено крупным ризалитом. Развитая архитектурная декорация сосредоточена на уличных фасадах.

Скошенный угол, центральные и фланговые участки фасадов обработаны плоскими раскреповками с колонными портиками. Скошенный угол акцентирован широким балконом. Над венчающим карнизом раскреповкам соответствуют массивные аттики.

В этой части исторической зоны Челябинска особняков практически не осталось.

(Из справки областного краеведческого музея).