08-12-05
В предыдущей публикации автор этих строк посетовал на скоротечное финансовое счастье. Стоило мне собраться в командировку, на неделю отлучиться из города, и произошло то, что профессионалы давно ожидали, но во что рядовым пайщикам верить не хотелось. На рынке ценных бумаг после длительного роста котировок началась так называемая коррекция - имущество ПИФов резко подешевело. Кто был настолько прозорлив, что смог предугадать это неизбежное событие с точностью до нескольких дней и соответственно предпринял упреждающие действия, перевел свои личные активы в "спокойные" фондовые инструменты, - оказался на коне. Мне же пришлось поломать голову. Котировки паев прыгали, как зеленые кузнечики: то вверх, то вниз. Важно было угадать вектор, куда в итоге повернет стрелка - на повышение или на понижение цены паев. Специалисты говорили, что подобные метания могут продолжаться несколько недель. Но поскольку я упустил первый, самый важный момент, то посчитал, что "проявлять нервозность" уже нет смысла: за переброску паев из динамичных фондов акций в неповоротливые и неспешные фонды облигаций хоть и не берут комиссионных, но время на это все равно требуется. Могло б получиться так: рискнул, а ветер уже другой, разогнал тучи, освободил из их плена фондовое солнышко, вновь котировки устремились к небу, подобно бамбуку.
Словом, корреспондент "Челябинского рабочего" на этот раз выбрал пассивную тактику: решил ждать, а если уж сильно прижмет с ценами - догонять.
Ноябрь не обманул ожиданий. Он тоже был нестабильным, котировки проваливались, но поднимались снова, карабкались по крутым краям фондовых ям и в итоге выбирались на поверхность. Все-таки победила тенденция к росту. Ее поддержали хорошие вести с западных фондовых площадок. Подтвердилось, что российские акции интересны западным инвесторам. Локомотивом, как часто уже бывало, выступила российская нефть. Во-первых, благоприятными для инвесторов оказались цены на "черное золото". Во-вторых, реальнее стала грядущая либерализация акций Газпрома. Все привыкли к разным котировкам на акции "голубого гиганта" на российском и западном рынках из-за того, что существовали ограничения на покупку ценных бумаг иностранцами. Но ожидается, что эти преграды будут устранены, и режим для инвесторов из-за границы станет мягче. Такие новости периодически появлялись в течение ноября, что "подогревало" оптимистичные ожидания специалистов. Единые цены должны составить нечто среднеарифметическое между российскими и западными цифрами, приподняв "отечественную" ценовую планку. В ожидании этих перемен активизировались многие покупатели, вбросив порцию денег на российские фондовые площадки. Как следствие кривая котировок, споткнувшаяся в октябре, начала приподнимать свое "тело" на ноябрьских графиках.
Словно оправдывая свое название, подтянулся ПИФ, названный именем великого российского реформатора, - "Петр Столыпин", управляет которым компания ОФГ ИНВЕСТ. За три ноябрьские недели стоимость его пая выросла с 500,20 до 538,97 рубля. В пересчете на количество имущества, которое в апреле этого года в Челябинском отделении Сбербанка приобрел корреспондент "Челябинского рабочего", заплатив за него изначально 10 тысяч рублей, трехнедельная "прибавка" составила 933 рубля. В начале ноября эта собственность оценивалась в 12036 рублей, к концу месяца - в 12969.
Как и все предыдущие месяцы (за исключением разве что небольших отрезков времени), медленно, но верно поднимались в гору котировки "Фонда облигаций" под управлением компании "ПиоГлобал Эссет Менеджмент". Имущество этого ПИФа также приобреталось в апреле в Челябинском отделении Сбербанка за 10 тысяч рублей. В начале ноября стоило 10794, в конце - 10848 рублей.
Остался верен своему фирменному стилю ПИФ "ЛУКОЙЛ Фонд отраслевых инвестиций" под управлением компании "Уралсиб" (в апреле 2005 года автор этих строк обращался за покупкой в челябинский филиал "Автобанка НИКОЙЛ" по адресу: проспект Ленина, 42, но впоследствии эта кредитная организация влилась в "Уралсиб Банк"). За минувшие весну, лето, осень этот фонд был самым "торопливым". Рос не по дням, а по часам, демонстрируя такую прыть, которая лила елей на ранимые сердца инвесторов. За сутки пай легко мог потяжелеть на 100-200 рублей. Октябрьский провал не обошел стороной и этот фонд, но когда "распогодилось", он вновь двинулся вперед, отыграв 324 рубля (имущество, которое обошлось редакции в апреле в 4064 рубля, в начале ноября можно было продать за 5947, а в третьей декаде - за 6271 рубль).
Как будто раздумывая, куда двинуться, не очень охотно раскачивался довольно динамичный ранее ПИФ "Российская нефть" под управлением компании "КИТ Финанс" (офис его челябинского филиала находится в доме N 56 на улице Пушкина). В начале месяца "порция" собственности стоила здесь 2270 рублей. В середине месяца она "упала" до 2229 рублей. Но, в конце концов, дело пошло на лад, котировка поднялась до 2272 рублей. Динамика хоть и небольшая - выигрыш всего шесть рублей, но все-таки положительная: в начале ноября наше имущество оценивалось в 6872 рубля, через три недели стоило 6878.
Моя вынужденная тактика выжидания с учетом сложившихся на рынке обстоятельств результат принесла неплохой. Но в декабре, как мы и договаривались ранее, редакционные паи будут проданы, даже если и окажутся в это время сверхдоходными. С этим определились в самом начале нашей акции, ограничив ее рамки 2005 годом и выбирая наиболее удобные для нас фонды. Посчитаем своих финансовых цыплят зимой.
Евгений КИТАЕВ