08-12-99


"...Через несколько лет вы не узнаете нашего Отечества"

Вот-вот наступит третье тысячелетие, и сейчас самое время бросить взгляд на то, с чем мы идем в будущее. Например, на железные дороги - самый удобный и доступный вид транспорта, прочно вошедший в нашу жизнь. Именно с ним связаны многие перспективы развития нашей страны в следующем тысячелетии. А ведь еще полторы сотни лет назад мало кто слышал о нем!

Император Австрии Фердинанд I, прогуливаясь в саду со своим гостем Александром I, неожиданно остановился и загадочно улыбнулся.

- Сир, позвольте удивить вас одним сюрпризом, - сказал он, хлопая в ладоши.

И тут же из-за деревьев появился роскошный пудель, украшенный красивыми лентами. По миниатюрным рельсам он катил платформу, на которой актеры разыгрывали нежную сценку из пастушеской идиллии.

- Прелестно! - воскликнул царь. - Но это же магия, мой брат! Признайтесь, что в образе пуделя скрывается заколдованная лошадь.... Неужели же все дело в этих тоненьких полосках железа, по которым катятся колеса? - удивлялся император российский, не подозревая, что в его государстве, за тридевять земель от Вены, на Урале, уже действуют чугунные дороги, по которым перевозят грузы поездами с соблюдением графика и применением механических средств для погрузочно-разгрузочных работ.

В России, где сами исторические и географические условия должны были предопределить массовое развитие железных дорог, вопрос об их строительстве встречал упорное сопротивление консерваторов. Впрочем, так было не только в России.

Когда в Англии был решен вопрос о постройке первой железной дороги, в прессе началась бешеная кампания по срыву строительства. Крестьян убеждали, что "новый транспорт вытеснит лошадей, сено и овес не найдут сбыта". Людей, занимающихся извозом, пугали полным разорением. Распространялись слухи, что "огненные машины" сожгут города и села, ужасный грохот паровозов лишит детей языка, вызовет у взрослых потерю слуха, а у коров - молока.

Не отставали в диких измышлениях и в Америке. "Общеизвестен факт, - писал один американский журналист в начале 30-х годов, - что пассажиры от быстрого движения в поездах теряют память. Многие деловые люди по прибытии на место забывали о цели своей поездки, им приходилось писать домой, чтобы узнать, зачем они поехали".

Одним из противников строительства железных дорог в России оказался... главноуправляющий путями сообщения страны граф Толь. У него искали и находили поддержку и другие противники железных дорог, в том числе и иностранные. Так, например, немецкий инженер Фридрих Фик предложил специально для России свой план использования на железных дорогах в качестве тягловой силы... крепостных людей.

В России борьба за железные дороги с самого начала приобрела социально-экономический и политический характер. Не было в то время ни одного прогрессивного общественного деятеля, который не ратовал бы за новый вид транспорта, видя в нем средство развития производительных сил страны и передовой культуры.

Важную роль в обосновании необходимости железных дорог играли такие прогрессивные офицеры корпуса инженеров путей сообщения, как П.П. Мельников, Н.О. Крафт, М.С. Волков, Н.И. Липин и другие. Это они закладывали основы железнодорожной науки в России, готовили кадры будущих строителей железных дорог, а позднее возглавляли проектирование и строительство первых железнодорожных линий.

Известный государственный деятель М.М. Сперанский выступал против того, чтобы отдавать на откуп иностранцам строительство железных дорог в России. Он был уверен, что многие офицеры российского корпуса инженеров смогут самостоятельно справиться с этим непростым делом.

Но Николай I долго колебался. Доводы и взгляды его советников, возглавлявших главное управление путей сообщения, вполне отвечали тогдашнему настороженному отношению к новому виду транспорта. Лишь одно обнадеживало царя - оборонное значение железных дорог, на которое обращали внимание наиболее дальновидные экономисты и военные.

Сторонники развития железнодорожного транспорта не преминули этим воспользоваться. "Представим себе, что во время последних войн с Персией, Турцией, - писал один из них царю, - существовала бы дорога от Петербурга до Гродно или Варшавы. Кто мог бы исчислить выгоды, которые эти железные дороги дали бы в ту эпоху? Гродно отстоит от Петербурга на 989 верст - значит можно было бы переслать туда армейские корпуса в 5 дней!"

Этот аргумент возымел свою силу. Если никакими экономическими выкладками нельзя было убедить царя, то военные доводы подействовали на него неотразимо: на ближайшем заседании кабинета министров он высказался за строительство железных дорог...

В ту пору 27-летний Павел Петрович Мельников был профессором кафедры прикладной механики Института инженеров путей сообщения. Он свободно владел тремя иностранными языками, обладал глубокими знаниями в области математики и механики. Его книга "О железных дорогах" была первым учебным пособием в Институте инженеров путей сообщения, где до этого пользовались конспектом на французском языке.

Мы говорим теперь: "железная дорога", "стрелка", "разъезд", не подозревая, что эти и многие другие технические термины введены П.П. Мельниковым более 160 лет назад.

После возвращения из поездки за границу для изучения путей сообщения в Западной Европе и Америке П.П. Мельников решительно выступил против стихийного строительства железных дорог, когда руководствуются лишь коммерческими выгодами. "Железные дороги по важности своего значения надобно считать делом государственным и строить их надлежит по общему связанному плану", - говорил он.

А эти слова ученого и инженера оказались пророческими: "... разумно составленная и также исполненная сеть железных дорог произведет такое изменение, что через несколько лет вы не узнаете нашего Отечества..."

В 1862 году, уже в бытность министром путей сообщения, Мельников предложил проект создания в России сети из 14 железных дорог. За семь лет его пребывания на посту министра было сдано в эксплуатацию около 4700 км новых линий. Научные труды П.П. Мельникова охватывали все стороны деятельности железнодорожного транспорта в России.

Павел Петрович Мельников умер в 1880 году. Но дело, у истоков которого он стоял, продолжало жить и развиваться. И если бы увидел этот выдающийся русский ученый и инженер современные российские железнодорожные магистрали и сверхскоростные поезда, наверняка его сердце наполнилось бы законной гордостью за потомков, достойно продолживших дело всей его жизни.

Илья КАЗАКОВ