09-01-02
Олеся ГОРЮК
Челябинск
Гитара - парадокс в мире инструментов. Она есть чуть ли не в каждой квартире и ежедневно звучит на концертах. В то же время многие ли хоть раз слышали настоящую классическую гитару "живьем"? Большой знаток инструментов Спартак Газарян вспоминает, как на одном из таких концертов он уловил звуки клавесина, мандолины, барабана, кастаньет и даже флейты. Хотя на самом деле ничего этого не было. Была одна гитара.
Продемонстрировать ее в качестве самодостаточного инструмента может только один профессиональный коллектив в нашей области - "Трио гитаристов Урала" (Виктор Козлов, Шариф Мухатдинов и Виктор Ковба). Недавно коллективу исполнилось 10 лет.
- С чего началась история трио?
Виктор Козлов: Идея появилась, когда мы стали составлять программу I Всесоюзного фестиваля гитаристов, который проводился в 1991 году в Челябинске. Выяснилось, что у нас одни солисты. А так как есть очень много интересных произведений для ансамблевого исполнения, мы решили компенсировать этот пробел своими силами. Сначала подготовили маленькую программу, а потом поняли, что играть вместе - очень увлекательное занятие. Мы и в настоящее время остаемся единственным в России гитарным трио.
- Кто изготовил для вас инструменты?
Виктор Ковба: Замечательный магнитогорский мастер Иван Кузнецов. Он сделал нам три гитары из одного куска дерева - бразильского палисандра. Долгое время мы играли на разных инструментах, и звучание было пестрое. А теперь мы добились полного слияния по тембру.
- Не сомневаюсь, что к электронике у вас негативное отношение.
Виктор Козлов: На днях к нам приезжал Аркадий Бурханов вместе со своим ансамблем старинных инструментов "Insula magica". Он сказал: "Наша цивилизация, развиваясь, постепенно глохнет". Этот ансамбль играет музыку эпохи Возрождения, и они выяснили интересную вещь: там уделялось гораздо большее внимание интонации, чем сейчас. А на электрогитаре все интонационное и тембровое богатство регулирует не музыкант, а звукорежиссер с помощью компьютера. На семинаре в Москве я видел приставку фирмы "Rollan", она воспроизводит звуки всех классических инструментов один в один. Но от суррогатной природы ей все равно никуда не деться. Так что нам нужно приложить много сил, чтобы составить технике альтернативу.
- Как завязывались контакты с другими странами?
Виктор Козлов: В 89-м году я ездил в Венгрию на Эстергомский фестиваль - это Мекка для гитаристов. Потом мы отправились в Эстергом втроем, и с этого начались наши зарубежные гастроли. Они дают очень многое. Если в России мы - пионеры в ансамблевом исполнительстве, то там это распространено повсеместно. Есть чему поучиться, не говоря уже о пресловутых новых технологиях. Раньше, например, если у кого-то из нас ломался ноготь правой руки, концерт приходилось отменять. Шведский специалист Миро Симич рассказал, как можно ноготь отремонтировать.
- Гастроли и концерты в Челябинске - дело прибыльное?
Шариф Мухатдинов: До сих пор классическая музыка никому не принесла никакой прибыли. Она рассчитана на любителей, многие из которых не могут позволить себе дорогих билетов. На наши концерты они стоят 10-20 рублей. При таком раскладе мы считаем удачей, если выступление хотя бы окупится.
- И по этой причине у вас в Челябинске так мало концертов?
Виктор Козлов: Дело в том, что мы играем не только для всех желающих, но и для специалистов в музыкальных учебных заведениях. Иногда выступаем в вечерних клубах, когда люди хотят послушать приятную негромкую музыку.
Шариф Мухатдинов: Организовать масштабный концерт сложно потому, что у нас нет системы организации концертов как таковой - я имею в виду классическую музыку. Филармония этой функции не выполняет. То, что музыканты сами организуют свои концерты, - полный абсурд, но другого выхода нет.
- Вам приходилось слышать необычные отзывы о своих концертах?
Виктор Ковба: В малых городах, где с гитарой, очевидно, знакомы по бряцанию в нее молодых людей, некоторые удивлялись: оказывается, на гитаре можно играть музыку и не петь при этом.
Виктор Козлов: А я понял, что гитара для человека - как женщина: вся ее сила - в ее слабости. Звук негромкий, но обладает такими тонкостями, которые и затрагивают человеческую душу. n